Графики и диаграммы — Гипермаркет знаний. Конспект урока "Графики диаграммы

Графики и диаграммы — Гипермаркет знаний. Конспект урока "Графики диаграммы

Проводит наблюдение за погодой в Москве с 1999 года. Данная страница рассказывает о погоде в Москве в мае 2012 года . Ниже вы найдёте такую информацию, как , влажность или скорость ветра в мае 2012 года , историю погоды в Москве в мае и иные данные.

Для удобства вся информация представлена в виде текстовых описаний, графиков и таблиц. Таким образом, вы увидите график температуры и таблицу погоды для города Москва в мае 2012 года. Помните, что другой город и другую дату можно выбрать в меню сайта.

Температура в Москве в мае 2012 года (график)

Ниже представлен график среднесуточной и текущей температуры в Москве в мае 2012 года на каждый день. График поможет ответить на вопрос, какая температура была в Москве в мае 2012 , а также какие были минимальная и максимальная температуры воздуха.

Как видно из графика, температура воздуха в Москве колебалась в диапазоне от +3°C до +28°C. Причём минимум температуры (+3°C) пришёлся на 1 мая в 00:00, а максимум (+28°C) был зафиксирован 21 мая в 12:00. Наименьшее значение температуры в среднем за день составило +8.13°C и самым холодным днём в мае оказался 2 мая. Наибольшая средняя температура воздуха равна +21°C, а самый тёплый день в Москве в мае 2012 года - 21 мая.

Влажность в Москве в мае 2012 года (график)

График среднесуточной и текущей влажности в Москве в мае 2012 года на каждый день приведён ниже. Из графика видно, какая влажность была в Москве в мае 2012 . Также видны минимальные и максимальные значения относительной влажности воздуха.

Итак, в Москве в мае 2012 года относительная влажность колебалась в диапазоне от 34% до 97%. Причём самая маленькая влажность (34%) была 1 мая в 12:00, а наивысшая влажность (97%) - 11 мая в 00:00. Кроме того, отметим, что наименьшее значение влажности воздуха в среднем за день составило 52.50% и самым сухим днём в мае оказался 4 мая. Наибольшая средняя влажность воздуха равна 90.88%, а самый влажный день в Москве в мае 2012 года - 9 мая.

Роза ветров в Москве в мае 2012 года

(её также называют рисунок направления ветров или карта ветров ) приведена ниже. Роза ветров показывает, какие ветры преобладали в данном регионе. Наша карта ветров показывает преобладающие направления ветров в Москве в мае 2012 года.

Как видно из розы ветров, основным направлением ветра былo северный (21%). Кроме того, преобладающими направлениями ветра оказались северо-западный (18%) и юго-восточный (15%). Самый редкий ветер в Москве в мае 2012 года - юго-западный (4%).

Роза ветров в Москве в мае 2012 года
Направление Частота
Северный 20.7%
Северо-восточный 8.4%
Восточный 8.4%
Юго-восточный 15.1%
Южный 14%
Юго-западный 4.5%
Западный 10.6%
Северо-западный 18.4%

Дневник погоды (таблица среднесуточных значений) для города Москва в мае 2012 года

Таблица погоды содержит данные о среднесуточной температуре воздуха в мае 2012 года , а также об относительной влажности воздуха и о скорости ветра . Данные приведены за каждый день мая месяца. Фактически, это и есть дневник погоды в Москве в мае 2012 года

День
месяца
Среднесуточная
температура
Средняя
влажность
Атмосферное
давление
Скорость
ветра
+11°C 55.38% 994 3 м/с
+8.13°C 57.00% 996 2 м/с
+12.38°C 57.13% 987 1 м/с
+10.75°C 52.50% 991 2 м/с
+15.5°C 60.00% 990 2 м/с
+17.25°C 69.63% 993 1 м/с
+17.38°C 79.63% 995 0 м/с
+15.25°C 86.88% 999 1 м/с
+12.63°C 90.88% 1003 2 м/с
+10.5°C 83.75% 1009 1 м/с
+16.63°C 73.63% 1005 1 м/с
+20.5°C 71.00% 994 2 м/с
+11.88°C 74.50% 996 1 м/с
+10°C 72.25% 1004 2 м/с
+13.13°C 77.75% 1002 1 м/с
+20.5°C 67.63% 1000 2 м/с
+19.25°C 58.75% 999 2 м/с
+17.75°C 68.88% 1000 1 м/с
+17.25°C 87.75% 1006 0 м/с
+20.38°C 68.38% 1005 1 м/с
+21°C 61.50% 1003 1 м/с
+20.88°C 62.00% 998 1 м/с
+15.75°C 75.75% 999 2 м/с
+11.5°C 56.63% 1007 3 м/с
+12.38°C 60.25% 1006 2 м/с
+14°C 56.50% 999 2 м/с
+15.5°C 65.25% 995 1 м/с
+14°C 87.13% 990 0 м/с
+21°C 21 мая
Среднемесячная температура +15.17°C -

Средняя температура, Москва в 2012 году

Для оценки температуры в Москве в мае 2012 года по сравнению с другими месяцами 2012 года используйте следующий график. На нём представлен график температуры за май 2012 года на фоне разброса температур за весь 2012 год.

Календарь погоды в Москве в мае в разные года

Какой была температура в Москве в мае 2012 года по сравнению с другими годами, можно увидеть на следующем графике. На нём сверху и снизу темным цветом закрашены зоны, показывающие, каких температур ранее не наблюдалось. Иными словами, белая (незакрашенная) полоса показывает разброс температуры за прошедшие годы. Красная линия отображает текущую температуру.

История погоды в мае в Москве

Самый холодный май в Москве был в 1999 году. Средняя температура составила всего +8.76°C.

Самый тёплый май в Москве был в 2013 году. Средняя температура достигла +16.94°C.

При этом май 2012 года (+15.17°C) оказался достаточно за 1999 – 2019 годы.


Об этом свидетельствует и график среднемесячной температуры в Москве в мае за 1999 – 2019 годы:

Среднемесячная температура в мае, Москва

Среднемесячная температура в мае в Москве, полученная из различных источников.

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.

Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, ты готовишься к школьной географической конференции, на которой тебе поручено нарисовать климатический портрет месяца июня. В течение всего месяца ты собирал информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра.

Соответствующую информацию ты заносил в заранее подготовленную таблицу, и вот что у тебя получилось (часть таблицы):

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать её и сложить представление о погоде в мае? Скорее всего - нет.

Ты собрал большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна.

Наглядное представление процессов изменения величин

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами , на которых откладывают представляемые значения.

Обрати внимание!

Одна величина является зависимой от другой - независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина.

Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина).

Таким образом, график показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во \(2\)-й графе, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца.

По графику можно мгновенно установить самый теплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе \(+15 °С\).

Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания.

Аналогичную информацию обеспечивают графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, построенные на основании \(3\)-ей и \(4\)-ой граф таблицы.

Наглядное представление о соотношении величин

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы . Если сравниваемые величины образуют в сумме \(100\) %, то используют круговые диаграммы .

На диаграмме не указано количество дней с определённой облачностью, но показано, сколько процентов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Дням с определённой облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определённой облачностью относится ко всему числу дней в июне. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких числовых данных, она всё равно будет давать некое примерное представление о соотношении рассматриваемых величин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных. В нашем примере эту трудность можно преодолеть за счёт уменьшения числа градаций облачности: \(0-30\) %, \(40-60\) %, \(70-80\) %, \(90-100\) %.

Одного взгляда на диаграмму достаточно для вывода о том, что в июне преобладали ясные дни, а облачных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью. Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы .

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий.

В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности.

Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности).

Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений.

Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

Лепестковая диаграмма особенная, у неё для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.

Дата: 17.02.2010

Класс: 7

Тема: .

Цель урока: Научиться работать с электронными таблицами, строить графики и диаграммы по данным таблиц, выполнение практической работы.

Задачи урока:

1.Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного процесса.

2.Развивающая : развитие основных психических функций, общих учебных навыков алгоритмического мышления. Развитие навыков работы с электронными таблицами, применение полученных знаний на практике.

3.Обучающая: Усовершенствовать знания при работе с электронными таблицами, построение графиков и диаграмм для наглядного представления о соотношении величин, применение полученных знаний на практике.

Оборудование : Учебник Л. Босовой «Информатика», компьютер

Тип урока : комбинированный

Ход урока

I . Орг.момент.

Здравствуйте, ребята садитесь. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодняшний урок проведу у вас я. Тема нашего сегодняшнего урока «Графики диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин ». Цель нашего урока научиться работать с электронными таблицами, строить графики и диаграммы по данным таблиц, выполнение практической работы.

II Проверка домашнего задания

1 . Зачем нужны графики?

2. Зачем нужны диаграммы?

3. Что позволяет отслеживать график?

III . Изучение нового материала

Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем с графой «Облачность». По имею­щимся данным очень трудно сказать, какая именно об­лачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополни­тельную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью:

Облачность в мае 2006 г.

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравнивае­мые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.

На диаграмме (рис. 2.14) не указано количество дней с определенной облачностью, но показано, сколько про­центов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Облачность в мае 2006 г.

Дням с определенной облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определенной об­лачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких

числовых данных, она все равно будет давать некое при­мерное представление о соотношении рассматриваемых ве­личин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных. В нашем примере эту труд­ность можно преодолеть за счет уменьшения числа града­ций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100% (рис. 2.15).

Одного взгляда на диаграмму на рис. 2.15 достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения боль­шей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точ­ностью. Обеспечить и наглядность, и точность информа­ции во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы (рис. 2.16).

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных пря­моугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (на­пример, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В на­шем случае опорные точки на оси категорий - это фикси­рованные значения облачности. Высота столбиков про­порциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикаль­ной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не дол­жны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме на рис. 2.16 можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Лепестковая диаграмма особенная, у нее для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут на­чало из центра диаграммы.

Подведем итоги:

1. С помощью графиков и диаграмм (круговой, столбча­той и лепестковой) мы смогли визуализировать боль­шой объем однотипной табличной информации.

2. Графики позволили нам проследить процессы измене­ния температуры, влажности и давления. Диаграм­мы - сравнить количество дней с той или иной облач­ностью и построить розу ветров.

3. Чтобы сделать более наглядной информацию, пред­ставленную в одной таблице, мы использовали три графика и три диаграммы.

4. Для обеспечения наглядности в некоторых случаях нам пришлось пожертвовать точностью информации. Таким образом, выбор того или иного вида информа­ционной модели зависит от цели, ради которой мы эту мо­дель создаем.

IV .Практическая часть.

Работа 9. Создаем диаграммы и графики

Задание 1. Группы крови

Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови 0(1) в мире около 46%, с кровью группы А(П) около 34%, группы В(Ш) приблизительно 17%, а людей с самой редкой груп­пой AB (IV ) всего 3%.

1. По имеющимся данным создайте в программе Micro ­soft Excel следующую таблицу:

2.Выделите таблицу и щелкните на кнопке Мастер диа­грамм панели инструментов Стандартная.

3. В первом окне Мастера выберите тип (Круговая) и вид (Объемный вариант круговой диаграммы). С помо­щью кнопки Просмотр результата посмотрите, как будет выглядеть диаграмма. Затем щелкните на кноп­ке Далее.

4. Во втором окне отобразится выделенный диапазон ячеек. Щелкните на кнопке Далее.

5. На вкладках третьего окна Мастера установите дополнительные параметры диаграммы:

Задайте заголовок Распределение людей по группам крови;

т поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы;

На вкладке Подписи данных выберите Доля;

6. В четвертом окне? Мастера указывают положение диаграммы: имя нового листа или текущий лист. Укажите размещение диаграммы на имеющемся листе и щелкните на кнопке Готово.

7. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Группы крови.

Задание 2. Запасы древесины

Известно, что площадь Российской Федерации, покры­тая десной растительностью, составляет 7187 тыс к:-м 2 . Общий запас древесины в наших лесах равен 74,3 млрд м 3 . В таблице приведены данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России, и запасы их древесины.

На основании имеющихся данных необходимо представить с помощью круговых диаграмм доли пород де­ревьев по занимаемом площадям и запасам древесины.

1.По имеющимся данным создайте в программе Micro ­soft Excel следующую таблицу:

2. Недостающие значения вычислите по формулам: В8=В9-ВЗ-В4-В5-В6-В7, С8=С9-СЗ-С4-С5-С6-С7.

3. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России». Для этого:

1) выделите диапазон ячеек А2:В8;

2) на новом листе создайте круговую диаграмму с нужными дополнительными параметрами.

4. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общероссийских запасах древесины». Для этого:

3) перемещая мыть при нажатой клавише {Ctrl }, вы­делите несмежные диапазоны ячеек А2:А8 и С2:С8;

4) создайте круговую диаграмму с нужными дополни­тельными параметрами.

5. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Наш лес.

Задание 3. Климат

1. На основании информации, содержащейся в § 2.9 ва­шего учебника, постройте в Microsoft Excel диаграм­мы:

1) разрезанную круговую «Облачность в мае 2006 г.»;

2) объемную круговую «Облачность в мае 2006 г.»;

3) обычную гистограмму «Облачность в мае 2006 г.»;

4) лепестковую «Роза ветров в мае 2006 г.».

2. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Климат.

V . Подведение итогов урока

1. Что мы можем делать с помощью графиков и диаграмм?

2. Что позволяют проследить графики?

3. От чего зависит выбор того или иного вида информационной модели?

VI .Домашнее задание

§ 2.9 стр86-89.

VII .Орг.момент

На этом наш урок окончен, досвидания.

Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем с графой «Облачность». По имеющимся данным очень трудно сказать, какая именно облачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополнительную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью:

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.

На диаграмме ниже не указано количество дней с определенной облачностью, но показано, сколько процентов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Дням с определенной облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определенной облачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких числовых данных, она все равно будет давать некое примерное представление о соотношении рассматриваемых величин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных. В нашем примере эту трудность можно преодолеть за счет уменьшения числа градаций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100%.

Одного взгляда на эту диаграмму достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью. Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы.

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности).

Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме выше можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Лепестковая диаграмма особенная, у нее для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.

Подведем итоги

1. С помощью графиков и диаграмм (круговой, столбчатой и лепестковой) мы смогли визуализировать большой объем однотипной табличной информации.

2. Графики позволили нам проследить процессы изменения температуры, влажности и давления. Диаграммы - сравнить количество дней с той или иной облачностью и построить розу ветров.

3. Чтобы сделать более наглядной информацию, представленную в одной таблице, мы использовали три графика и три диаграммы.

4. Для обеспечения наглядности в некоторых случаях нам пришлось пожертвовать точностью информации.

Таким образом, выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Вопросы и задания

1. Результат внезапного воздействия на организм человека какого-либо фактора внешней среды называется травмой. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма, составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни.

2. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации об изменениях за десять лет (1992-2001 годы) в структуре заболеваемости детей в возрасте до 14 лет представлены столбчатой диаграммой:

Что вы можете сказать, анализируя эту диаграмму?

3. В одном из телевизионных ток-шоу ведущий продемонстрировал следующую диаграмму и сказал: «диаграмма показывает, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году резко возросло число ограблений».

Согласны ли вы с выводом журналиста, сделанным на основании этой диаграммы?

Практическая работа №9
«Создаем диаграммы и графики» (задания 1 - 3)

Задание 1. Группы крови

Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови 0(I) в мире около 46%, с кровью группы А(II) около 34%, группы В(III) приблизительно 17%, а людей с самой редкой группой AB(IV) всего 3%.

1. По имеющимся данным создайте в программе Microsoft Excel следующую таблицу:

2. Выделите таблицу и щелкните на кнопке Мастер диаграмм панели инструментов Стандартная .

3. В первом окне Мастера выберите тип (Круговая) и вид (Объемный вариант круговой диаграммы) . С помощью кнопки Просмотр результата посмотрите, как будет выглядеть диаграмма. Затем щелкните на кнопке Далее .

4. Во втором окне отобразится выделенный диапазон ячеек. Щелкните на кнопке Далее .

5. На вкладках третьего окна Мастера установите дополнительные параметры диаграммы:

Задайте заголовок Распределение людей по группам крови ; поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы; на вкладке Подписи данных выберите Доля ; щелкните на кнопке Далее .

6. В четвертом окне Мастера указывают положение диаграммы: имя нового листа или текущий лист. Укажите размещение диаграммы на имеющемся листе и щелкните на кнопке Готово .

7. Группы_крови .

Задание 2. Запасы древесины

Известно, что площадь Российской Федерации, покрытая лесной растительностью, составляет 7187 тыс. км. Общий запас древесины в наших лесах равен 74,3 млрд м. В таблице приведены данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России, и запасы их древесины.

На основании имеющихся данных необходимо представить с помощью круговых диаграмм доли пород деревьев по занимаемым площадям и запасам древесины.

1. По имеющимся данным создайте в программе Microsoft Excel следующую таблицу:

2. Недостающие значения вычислите по формулам:
В8=В9-ВЗ-В4-В5-В6-В7 ,
С8=С9-СЗ-С4-С5-С6-С7 .

3. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России» . Для этого:

1) выделите диапазон ячеек А2:В8 ;

2) на новом листе создайте круговую диаграмму с нужными дополнительными параметрами.

4. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общероссийских запасах древесины» . Для этого:

3) перемещая мышь при нажатой клавише {Ctrl} , выделите несмежные диапазоны ячеек А2:А8 и С2:С8 ;

4) создайте круговую диаграмму с нужными дополнительными параметрами.

5. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Наш_лес .