Как заинтересовать ребёнка чтением. Как привить ребенку любовь к книгам и приучить его читать с удовольствием: советы родителям

Как заинтересовать ребёнка чтением. Как привить ребенку любовь к книгам и приучить его читать с удовольствием: советы родителям

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети, они ведь во все времена дети, а ваш ребенок – это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная – адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в «казаки-разбойники», нынешние дети предпочитают бегать пассивно – сидя за компьютером и с не меньшим увлечением играют в «Дум», «Сталкер» и т. д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало! Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет – самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они, как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом, не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: «Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!». А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило – никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не друзей – это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой «Сталкер» (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры. Нет, нет, нет – не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов, и далеко не самый худший. Ну вот – книга уже есть. Что дальше? А дальше… нет, не угадали! Не ребенок, а вы начинаете ее читать. Да, да, да! Именно вы! Знаю, что не ваш формат. Знаю, что не по вкусу. А как вы хотели? Легких путей не бывает!

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги – это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов. На вопрос: «Че эт ты вдруг «Сталкера» читаешь?», можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло «быть в теме». Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: «А в игре тоже есть такой персонаж?», «А что такое артефакт «душа»?». Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях! Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: «Ну, естественно – в игру ж невозможно поместить все. Игра – это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить», и снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте – пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание – это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со «Сталкером», скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как «Гарри Поттер», «Властелин колец». Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме – это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне – чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется – это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно – поможет наладить ваши отношения. Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги – это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые, робкие шаги уже сделаны, и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете «правильную» книгу, привлеките внимание ребенка – зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача – заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните – капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим! Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные! Удачи вам, терпения, самообладания!

P. S. Все эти рекомендации – не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье. Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению педагогов и психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка.

В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие и качественные различия и связаны с развитием личности ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и продолжается всю жизнь.

3а период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида (узнаёт в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребёнок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его. С этого момента начинается второй период в понимании литературы.

Ребёнок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять всё, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой - он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребёнка, его стремление одушевить страницы книги, необходимы ему - это возможность развить свой творческий потенциал.

Постараемся ответить на ряд вопросов, интересующих читающих взрослых - как заинтересовать ребёнка и организовать его чтение, как привить интерес к книге.

С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. Это лучше делать ещё до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг:

  • книжки-игрушки с изображением предметов, окружающих малыша;
  • книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь, в тексте;
  • книжки-панорамы с движущимися фигурками.

У подрастающего ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, хорошо иметь фоно- и видеотеку с детскими литературными и фольклорными произведениями.

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребёнку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции.

Звучание родного языка, время, проведённое вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, - всё это постепенно превратит ребёнка в увлечённого читателя.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное - не показывать ему все книги сразу, а знакомить с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.

Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом читать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

И вообще старайтесь сами увлечённо читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребёнок часто будет видеть, взрослого, читающего с интересом, у него сформируется положительный стереотип – чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребёнка праздником для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями. Воспитайте у ребёнка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребёнку, его и своим друзьям.

Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книг?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдёте в роль, тем внимательнее ваш ребёнок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

Как воспитать активного читателя?

  1. Прежде всего, будьте активны, любопытны сами.
  2. Задавайте ребёнку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги.
  3. Читая о каком-либо известном ребёнку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том, какого цвета или какой формы этот предмет.
  4. Старайтесь поощрять и у ребёнка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Ни дня без книги - это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка - это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

Возраст ребёнка

Длительность ежедневного чтения

0т 1 года до 2-х лет

Учится слушать и воспринимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сопровождающиеся действиями взрослого.

От 2 до 3-х лет

Чтение с обсуждением прочитанного 5 – 10 минут.

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 10 – 15минут.

От 5-ти до 6-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 15– 20 минут.

От 6-ти до 7-ми лет

Чтение с обсуждением прочитанного 20 – 25 минут

  1. Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам.
  2. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.
  3. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература - буквари или азбуки с дидактическими текстами.
  4. Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного чтения.

Итак, подведём итог - в домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Взрослые могут помочь развертыванию этого естественного хода событий, создав ребёнку следующие условия:

  1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
  2. Читать рассказы, интересные ребёнку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
  3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с дошкольником, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
  4. Разрешить ребёнку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой во время прослушивания литературного произведения.
  5. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.
  6. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в книжный магазин или библиотеку, чтобы ребёнок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
  7. Дома под рукой у ребёнка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
  8. Необходимо подавать дошкольнику пример, читая книги, газеты, журналы.
  9. Регулярно с самого раннего возраста читайте ребенку перед сном. Это должно стать традицией и хорошей привычкой.
  10. Играя с ребенком, выбирай такие игры, которые требуют чтения и изучения инструкций (настольные игры, приготовление еды). Просите, чтобы малыш помог разобраться тебе с инструкцией и сам ее прочитал.
  11. Сочиняйте вместе с ребенком различные истории и сказки. Заведи альбом, в которые вы вместе будете записывать эти истории. Периодически просите малыша перечитать тебе его сочинения или прочитать их для дедушки и бабушки – он будет с гордостью и удовольствием делать это.
  12. Читайте вместе с ребенком во время прогулки, игры, в гостях все, что попадается вам на глаза – вывески, рекламу, программы телепередач, открытки и т. д. На холодильнике каждый день оставляй коротенькие сообщения для малыша, которые он будет с удовольствием читать.
  13. Если ребенок любит сидеть за компьютером, попробуйте начинать приучать его к чтению с помощью электронной книги.
  14. Если ребенок обожает смотреть телевизор, привлеките его внимание к чтению с помощью, того, что он видит там: предложите прочитать книгу по фильму, который ему понравился, найди и прочитайте ему информацию о том, что заинтересовало его по телевизору.
  15. Предлагайте ребенку читать те книжки, которые нравились тебе в детстве. Предварительно расскажите ребенку небольшой эпизод из этой книги (смешной или грустны), чтобы он заинтересовался сюжетом и захотел узнать все до конца.
  16. Подавайте пример ребенку, показывая ему, что ты тоже любишь читать. Ребенок должен видеть тебя читающей, в свободное время отдающей предпочтение книге, а не телевизору или компьютеру.
  17. Держите дома большое количество разнообразных журналов и книг различных жанров. Провоцируй ребенка задавать вопросы по содержанию и жанрам этих книг, привлекай его внимание яркими обложками и картинками.
  18. На праздники дарите ребенку книгу – пусть он понимает всю ценность и значение такого подарка.
  19. Не забывайте поощрять ребенка даже за самые небольшие успехи в чтении. Повесь на видном месте список достижений ребенка в чтении (сколько книг и за какой срок прочитано).

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Инструкция

Недостаточно просто читать ребенку книги вслух – он должен выработать навыки быстрого чтения, чтобы читать книги самостоятельно. Для выработки этого навыка используйте летнее время года, когда и у вас, и у ребенка будет больше свободного времени для осваивания новых горизонтов. На природе, на даче, на курорте или оставшись дома, читайте с ребенком книжки, доступные для его возраста и понимания.

Ребенку должна быть интересна книга, которую вы читаете – подбирайте книжки так, чтобы они соответствовали интересам ребенка. Начните читать и заинтересуйте ребенка сюжетом. Как только сюжет подойдет к самому интересному месту, скажите, что вы устали, и предложите ребенку почитать вам вслух.

Оставляйте ребенка наедине с книгой как можно чаще, остановив чтение на самом интересном месте. Любопытство возьмет свое, и малыш начнет читать самостоятельно.

Читайте интересные детские книги по ролям – выберите книгу, в которой есть два главных героя, и в которой подробно описаны их диалоги. Распределите роли между собой и ребенком. Он воспримет такое чтение как увлекательную игру. Обязательно похвалите ребенка за чтение – это мотивирует его на дальнейшие действия.

Также стимулировать ребенка на чтение можно, предложив ему читать книгу по очереди. Читайте две главы, а затем дайте ребенку прочитать третью.

Если ребенок не проявил интереса к книге, попробуйте взять другую, которая заинтересует его больше. Спросите у ребенка, на какую тему ему хотелось бы услышать и прочитать историю. Не делайте чтение слишком длительным – делайте перерывы.

Ребенку нужно привыкнуть к новой мыслительной активности. Всегда хвалите и поощряйте ребенка. Вы можете придумать для него самодельные медали и ленточки с баллами за успехи в чтении. И конечно, подавайте ребенку собственный пример – он должен видеть, что родители с удовольствием и с интересом читают книги.

Видео по теме

Связанная статья

Многих родителей волнует вопрос, заключающийся в том, как же приучать детей к книге. Ведь книга - это важный предмет, необходимый для развития интеллекта и духовности у ребенка. Книги остаются верными друзьями, которые будут помогать на протяжении всей жизни. Мудрые люди раньше говорили о том, что с книгой человек может преодолеть практически все. Научить ребенка читать и привить у него интерес к чтению - это важная задача, стоящая перед старшим поколением.

Инструкция

Самое важное - не упустить момент, когда нужно прививать ребенку чтение. Этот период начинается примерно с 4–5 лет, но можно начинать и с того момента, когда ребенок начал говорить.

Очень полезно, когда рядом с один из родителей начинает читать книжку. Лучше чтобы эта книжка была с интересными и красочными картинками читателей, а постарше не столь важны. Для них должна быть интересной в плане именно чтения. Читать с ребенком нужно каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Малыш будет считать, что чтение - это неотъемлемая часть жизни, тем более что так оно и есть.

Для каждого возрастного периода есть свои книги. Если ребенку будет предложена неинтересная и не понятная книга, то это может оттолкнуть и погасить интерес к чтению.

Также желательно вносить разнообразие и предлагать ребенку разные жанры: стихи, приключения, сказки, детективы, исторические книги. Это позволит не развивать пристрастие к одному жанру, а читать разную литературу.

Важно следить за новинками детской литературы и приобретать не только отечественные, но и зарубежные экспонаты, естественно, переведенные на русский.

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к чтению, так как реакция может вызвать обратный процесс и ребенок просто возненавидит чтение. К этому занятию нужно подходить со спокойными и радостными мыслями. Главное - правильно при этом выбрать время: перед сном или вечером.

Важно заинтересовать ребенка книгой. Можно, например, рассказать о начале книги, чтобы у малыша возник вопрос о том, что будет дальше.

Есть такой вариант, когда сначала читается книга, а затем просматривается сказка или фильм. Это позволит сопоставить книжные и "киношные" образы.

Можно придумать праздник и предложить ребенку выбрать книгу, которую он сам выберет. Можно отправиться с ребенком в книжное путешествие и свезти его на какую–нибудь постановку, которая связана с книгой.

На сегодняшний день все меньше детей любят читать книги. Это в большей степени зависит от взрослых. Именно взрослые могут повлиять на мировоззрение ребенка и привить это замечательное качество. Вышеуказанные способы помогут родителям придумать свою стратегию. Самое главное в этом деле - не перестараться.

Видео по теме

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети не любят читать и целыми часами не отходят от компьютера. Они и не задумываются, что детей нужно с самого детства научить любить книги. Для привлечения детей к чтению учитывается возраст ребенка, так как для каждой возрастной группы нужно выбирать соответствующие книжки.

Инструкция

Для 1-3 года выбирать нужно небольшие книжки, которые имеют плотные картонные страницы, ведь дети такого могут и немножко погрызть их. Разумеется, книжки должны быть красочными, с картинками животных и . Важное значение имеет качество картинок, так как сегодня встречаются и такие детские книжки, в которых не возможно различать бегемота от зайца. Для этого возраста подойдут книжки со стишками, песенками и самыми сказками. Книжки нужно разместить для ребёнка в доступных местах. А просьбам малыша почитать книжку, никогда не надо отказывать, даже если вы заняты. При чтении нужно использовать мимику, интонацию, жесты. Так легко можно превратить встречу с книгой праздником для малыша.

Для малыша с трех до семи лет подойдут тоненькие красочные книжки со стихами, сказками и рассказами. На каждой странице должен быть небольшой текст, с крупными картинками и буквами. Наиболее подходят такие книги, которые ребенок с начала до самого конца за один присест почитает сам.

Для детей с семи до одиннадцати лет можно смело выбирать книги со сказками, рассказами объемом от трех до пяти страниц. После прочтения ребенком нужно торжественно в особой тетради в присутствии записать название книги. С увеличением списка у ребенка повысится самооценка. Не лишним будет каждый раз похвалить ребенка. Для этого возраста подойдут рассказы о животных, волшебные сказки, приключения сверстников.

Для детей с одиннадцати до шестнадцати лет при выборе книжек нужно учесть увлечения ребенка. Для такого возраста нужно учесть следующие советы: - не надо выкладывать целую стопку книг перед ребенком, так как такой объём предстоящей работы испугает его.- заведите читательский дневник. В нем можно записывать названия прочтенных книг, рисовать героев, написать свое мнение. - разложите книжки на видном и доступном месте в комнате ребёнка. - не заставляйте ребенка читать много, пусть это занятие займет немного времени, но станет регулярным.

Видео по теме

Родители, стремясь обучить малыша чтению как можно раньше, частенько забывают о том, что мотивация гораздо важнее технического навыка. Нужно, чтобы ребенок любил читать, а умеет ли он это делать – не столь значимо, поправимо. Сначала постарайтесь увлечь чтением, привить любовь к нему.

Инструкция

Чтобы ваш ребенок полюбил , попробуйте увлечь его словесным творчеством, языком до того, как он научится читать. Поиграйте с ним в игру «Отгадай-ка!» К примеру, так: «Это напоминает кусок сыра - что это?» (Месяц); «Они похожи на сверкающие искорки» (Снежинки); «Кто такая рыжка?» (Белка: она же не белая, а рыжая!). Придумывание слов, которых нет в , сравнения - это художественные средства, используемые писателями. Ребенок, освоивший их, еще до начала самостоятельного чтения будет чувствовать себя в мире книг как дома.

Не упустите время, когда ребенок увлеченно и настойчиво стремиться знакомиться со всем новым: , . Для приобретайте книжки с крупным шрифтом, красивыми и реалистичными иллюстрациями. Восприятие сюжета и словесного мастерства тесно связаны с впечатлением, которое производят любимые всеми детьми картинки. Если вы не можете с ходу определить, кто изображен на картинке – собачка или мышь, отложите это экземпляр.

Сделайте так, чтобы книги в доме были всегда доступны ребенку. Оборудуйте специальное место, небольшой стеллаж или шкаф, который малыш мог бы самостоятельно использовать (доставать и складывать в него книжки) в любое время.

Даже когда ваш ребенок научился читать сам, продолжайте читать ему вслух. Совместное с малышом чтение – процесс творческий и увлекательный, пусть на мгновение, возвращение в мир собственного детства. Читая, вспомните о важном позабытом деле, остановитесь на «самом интересном» месте и предложите ребенку продолжить самостоятельно. Освободившись, расспросите о том, что же произошло дальше (вам ведь тоже очень интересно узнать).

Заведите традицию вместе читать на ночь, в дороге, путешествии, в очереди в детской поликлинике. Делитесь с ребенком мыслями о прочитанном, обсуждайте поступки героев (почему тот или другой поступил так, а не иначе; чем бы все закончилось, если бы…).
Посоветуйте ребёнку прочесть любимую книгу вашего детства, сравните ваши впечатления.

Сходите вместе в книжный магазин. Купите книгу, которую ребенок выберет сам, даже если это будут комиксы. Не заставляйте его читать книги только по вашему выбору или школьной программе.

Будьте главным заразительным примером для ребенка – читайте сами.

Когда-то чтение книг было для детей и подростков одним из главных развлечений и удовольствий. Но пришли иные времена: большинство современных детей, скорее, будут играть в компьютерные игры, смотреть видео в Интернете и «зависать» в социальных сетях, чем тратить свободное время на чтение книг.Как же заинтересовать их чтением?

К чему может привести нашу цивилизацию появление поколения «недочитавших»?

Не хотелось бы излишне сгущать краски,но если ситуация с чтением книг будет развиваться в том же духе, что и сейчас, то нас ждет не очень веселое будущее. Идущее нам на сменупоколение «недочитавших», воспитанное на социальных сетях и видеороликах в Интернете,не только вряд ли принесет в этот мир что-то по-настоящему ценное, но и может стать по-настоящему опасным для будущего человечества.

Конечно, не все современные дети такие, но большинство из них воспитывается не на чтении умных книжек, а на глупых приколах в социальных сетях. В ваших силах изменить эту ситуацию к лучшему, и не допустить резкого падения интеллектуального уровня землян, вызванного недостатком чтения в детско-юношеском возрасте.

Почему это так важно

Уже сейчас многие российские компании сталкиваются с тем, что им очень сложно найти грамотных молодых сотрудников, которые не делали бы десять ошибок в одном предложении, имогли бы ясно и четко выражать свои мысли в письменной форме.

Основная причина этого - недостаток чтения в детско-юношеском возрасте и замена книг компьютерными играми, видеороликами и социальными сетями. Это оборотная сторона прогресса, который, с одной стороны, делает жизнь человека более комфортной, а с другой, приводит к потере чего-то очень важного (в данном случае, грамотности).

Лучшее средство для приобретения автоматической грамотности

Лучшее средство для приобретения автоматической, «подсознательной» письменной грамотности - это обильное чтение. Если ваш ребенок будет много читать,он будет писать без ошибок, вне зависимости от знания правил русского языка.

Конечно, много читать нужно не только для приобретения отменной грамотности (хотя, в современном мире, это уже немало). В отличие от визуальных видов искусства, чтение великолепно развивает фантазию, творческое мышление, словарный запас и интеллектуальные способности ребенка. Дети, которые много читают, гораздо более ясно и четко, чем их «недочитавшие» сверстники, выражают свои мысли не только в письменной, но и устной форме, и отличаются хорошо поставленной речью.

О том, насколько важна грамотность для приобретения в будущем престижной профессии, можно рассуждать очень долго.Кто захочет взять на работу сотрудника, которыйделает огромное количество грамматических ошибок в коммерческих предложениях? Как это отразится на репутации компании?

Кроме того, чтение - это основа самообразования. Человек, который много читает и постоянно занимается самообразованием - это бесценный сотрудник для любой уважающей себя компании.

Когда нужно начинать

Воспитыватьлюбовь к чтению нужно с раннего детства, до того,как ребенок начнет учиться в обычной школе. Дело в том, что система школьного образования зачастую превращает чтение в тяжкую повинность, что совсем не способствует возникновению крепкой привязанности к этому важнейшему навыку.

Перегруженные в школьном возрасте «тяжелой» литературой, дети впоследствии навсегда теряют страсть к самостоятельным литературным путешествиям. Поэтому вы должны заранее позаботиться о том, чтобы показать ребенку, какой огромный, удивительный мир скрывается в тысячах книгах до того, как система школьного образования попытается сделать обратное.

Как заинтересовать ребенка самостоятельными литературными путешествиями

Чтобы чтение стало удовольствием, а не наказанием, прежде всего, нужно подбирать подходящие книги, которые были бы по-настоящему интересны ребенку. Это главная задача на этапе первоначального знакомства с миром литературы - показать ребенку, что чтение книг - это огромное, великое удовольствие, гораздо более увлекательное, значимое и ценное, чем все компьютерные игры вместе взятые.

Начинать необыкновенное, волшебное путешествие в мир литературы нужно с легкого чтения, соответствующего возрасту читателя. Пусть это будут самые простые, незамысловатые, но соответствующие индивидуальным интересам ребенка издания.

Книги про Гарри Поттера, хоть и не отличаются особыми интеллектуальными изысками, смогли сделать то, на что оказались не способны школьные учителя и школьная программа - приучили многих детей во всем мире к чтению книг. Именно с таких занимательных книг и нужно начинать путешествие в мир литературы и «карьеру» читателя.

Давать ребенку читать в 8-12 лет серьезную литературу, это то же самое, что новичку, впервые пришедшему в тренажерный зал, вручить штангу весом 150 кг. Ни к чему, кроме тяжелейших травм и отвращения к занятиям спортом, это не приведет. Для того, чтобы упражняться с таким весом, нужно несколько лет упорно тренироваться. Также и с серьезной литературой: до неееще нужно дорасти.

Впоследствии, повзрослев и приобщившись к чтению, подросток перейдет от приключенческой, авантюрной и фантастической литературы к более серьезным и умным книгам. Чтобы этот переход в принципе состоялся, у ребенка должна возникнуть устойчивая ассоциация: «чтение - это удовольствие».

Воспитание любви к чтению гораздо важнее оценок в школе

Но как заинтересовать ребенка чтением, когда его в школе нагружают домашними заданиями и заставляют читать то, что ему совсем неинтересно и кажется скучным и занудным? Придется сделать выбор между любовью к чтению и школьной программой.

Пусть он читает то, что ему хочется, а не те произведения, которыеему навязывают на уроках литературы. За счет обильного чтения он и так будет превосходить большинство своих одноклассников с точки зрения грамотности и умения выражать свои мысли в письменном виде, что, несомненно, оценят преподаватели литературы.

Пусть он и не будет знаком с произведениями школьной программы, зато будет писать без ошибок и творчески мыслить, что гораздо важнее. Тем более, что краткое содержание любого классического произведения можно сейчас узнать за 5 минут в Интернет.

Что не нужно делать

Лучше создайте такие условия, чтобы он сам научился «поглощать» книги в огромных количествах без какого-либо давления с вашей стороны. Чтение книг должно стать добровольным, увлекательным литературным путешествием в неизведанные миры, а не скучным, занудным процессом и «обязаловкой».

Не стоит также навязывать ребенку собственные литературные пристрастия. Можно лишь порекомендовать то, чем вы сами зачитывались в детстве, какие-нибудь приключенческие книги или что-нибудь из научной фантастики или фэнтэзи. Но нужно понимать, что современным детям нужны современные герои, а не персонажи, действовавшие в непонятные для них социалистические времена.

Если вы будете использовать систему поощрений, награждая ребенка за каждую прочитанную книгу, то, скорее всего, он будет читать не для удовольствия и получения знаний, а для того, чтобы получить приз, и, как только этот метод перестанет использоваться, он сразу же закончит свою читательскую «карьеру».

Не имеет смысла также ставить ребенку какие-то планы по обязательному прочтению определенного количества книг за каникулы. Пусть ребенок прочитает столько, сколько сможет, и только то, что ему по-настоящему интересно. Дело не в количестве, а в качестве и в удовольствии от процесса.

Воспитывать любовь к чтению, а не к бумажной книге

Безусловно, в современном цифровом мире у детей нужно воспитывать любовь к чтению, а не к бумажной книге.Читать можно не только печатные издания, но и электронные книги, и какие-то тематические сайты. Возможно, это покажется ребенку более привлекательным и современным. Интернет - это по большей части текстовая культура, и приучая ребенка к чтению, можно и нужно использовать его огромные ресурсы.

Конечно, читать электронные книги с экрана ноутбука или мобильного устройства несколько сложнее, чем бумажные издания, и это не слишком полезно для зрения. Зато в нашей «пиратской» стране это практически всегда можно сделать бесплатно.

Какие хитрости пригодятся

Для того, чтобы заинтересовать ребенкачтениемможно использовать некоторые хитрости. Например, когда вы будет читать ему вслух какую-нибудь увлекательную историю с динамичным сюжетом, можно остановить ее на самом интересном, интригующем месте.

Если ребенок еще не умеет читать, таким образом можно создать для него мотивацию, чтобы он захотел научиться этому полезному навыку и самостоятельно мог изучать занимательные сюжеты, скрывающиеся в тысячах книг.Если же он умеет читать, то,наверняка, ему захочется узнать, чем закончится книга, и он дочитает ее сам.

Для того, чтобы процесс совместного чтения был еще более увлекательным, можно придумывать с ним альтернативные варианты концовок для популярных литературных произведений. Это будет отлично способствовать развитию творческого воображения и креативности. Есть большая вероятность того, что в мире будущего эти качества будут цениться необычайно высоко.

Как можно использовать кинематограф

Для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением можно использовать и смежные искусства, например, кинематограф. Есть немало отличных фильмов, снятых на основе замечательных литературных произведений. При этом, нередко литературные оригиналы достаточно сильно отличаются с точки зрения сюжета от кинематографических версий.

Например, книга Уинстона Грума «ФоррестГамп» и одноименный, знаменитый фильм Роберта Земекиса - это фактически два совершенно разных произведения, имеющие лишь отдаленное сходство с точки зрения сюжетных линий. Расскажите об этой разнице своему ребенку, и, возможно, ему захочется прочитать то, что послужило основой для кинематографического бестселлера. Не исключено, что книга понравится ему гораздо больше, чем фильм.

Аудиокниги - отличный инструмент самообразования

Для гармоничного интеллектуального развития ребенка имеет смысл использовать и аудиокниги. При наличии mp-3 плеера, их можно слушать абсолютно в любом месте, в том числе, и в условиях, когда читать обычные книги невозможно (например, в переполненном транспорте).

Это отличное средство длязнакомства с мировой культурой, которое позволяет слушать не только литературные произведения, но и аудиоинтервью, лекции и т.д. К тому же, аудиокниги не напрягают зрение, и в нашей «пиратской» стране практически всегда бесплатны.

Конечно, письменную грамотность с их помощью не разовьешь, зато они дают возможностьпознакомиться с хорошо поставленной, «правильной» речью известных актеров, которые, как правило, озвучивают подобные аудио-произведения. Главное, чтобы аудиокниги не заменяли собой полностью чтение. Вместе с бумажными и электронными аналогами, это лишь один из инструментов самообразования и познания окружающего мира.

О важности личного примера

Ну, и конечно, очень важно показывать ребенку собственный пример. Если ребенок с детства будет видеть своих родителей, развлекающихся исключительно просмотром телевизора, то вряд ли он будет поглощать книги в огромных количествах.

Не забывайте, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, строят свое поведение, подражая взрослым. Поэтому, если в вашей семье будут уделять книгам особое внимание, вашему ребенку, скорее всего, удастся избежать проблем поколения «недочитавших».


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.