Превосходная степень прилагательного горький. Морфологические нормы русского языка

Превосходная степень прилагательного горький. Морфологические нормы русского языка

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например: Разговоры становились звонче, несвязнее и веселее . (А. Пушкин.)

1. Простая сравнительная степень - неизменяемая форма прилагательного: Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней. (М. Горький.)

2. Сравнение двух предметов по какому-нибудь признаку можно выразить по-разному: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки круче, чем правый; Левый берег реки более крутой, чем правый.

3. Формы сравнительной степени прилагательных, образованные при помощи приставки по- (имеющей значение «немного больше»), чаще употребляются в разговорной речи.

4. Некоторые прилагательные не образуют простую форму сравнительной степени: громоздкий, исхудалый, лишний, ломкий, массовый, отлогий, передовой, ранний, робкий, соленый и др.

У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по падежам, числам и родам, например: После первого гола игра стала более интересной. После первого гола противник стал более агрессивным. Более смелому игроку удалось забить гол. После первого гола спартаковцы стали более решительными .

При образовании составной формы сравнительной степени после слова более (менее) нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (В. Короленко.) Суровое лицо отца стало еще более угрюмым. Нельзя сказать «более угрюмее».

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть определениями и сказуемыми: Что-то более страшное , чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен. (Б. Полевой.) Теперь она выглядела более болезненной , чем весной.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например: Труд - самое лучшее, самое радикальнейшее лекарство. (К. Симонов.) Утром он долго выбирал среди отпечатанных снимков самые отчетливые. Наконец отложены были два наилучших . (Л. Радищев.)

1. Суффикс -айш- употребляется после г, к, х, которые чередуются с шипящими ж, ч, ш. Суффикс -айш- в превосходной степени всегда находится под ударением: ближайшая

деревня, строжайший приказ.

2. Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет односложную основу (умн-ый, быстр-ый, нежн-ый) , то ударение падает на суффикс (умнейший, быстрейший, нежнейший) . Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет два или более слогов, ударение остается на том слоге, где оно стоит в начальной форме (красив-ый - красивейший, интересн-ый - интереснейший, ласков-ый - ласковейший).

3. У прилагательных, имеющих в начальной форме -ск-, -и-, -ов-, -ев-, -аст-, -ист-, -ат-, -лив-, -к- , простая форма превосходной степени не образуется: беловатый, больной, бурливый, волокнистый, головастый, громкий, долгий, дружеский, крутой, ломкий, ласковый, молодой, родной, разговорчивый, ранний, сухой, узкий, умелый, частый и др.

Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам: Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный . (Ю. Нагибин.) Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб,

а маленький человек в разношенных валенках. (Ю. Нагибин.)

Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом , например: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки более крутой , чем правый.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку , например: Байкал - глубочайшее озеро на Земле; Байкал - самое глубокое озеро на Земле.

Прилагательные в форме сравнительной степени в предложении являются сказуемыми, а в форме превосходной степени - определениями.

281 . Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения. Над прилагательными в форме сравнительной степени надпишите срав., в форме превосходной степени - прев. Можно ли вставить на место выделенного слова его синонимы? Почему?

1. По территор.. нашей Родины т..чёт самая большая река в Европ.. - Волга. 2. Средне-сибирск.. плоскогорье - одно из крупнейших в мир.. . 3. Ключевска́я сопка - самый высокий вулкан в Ази.. 3 . 4. Пр..рода Северн.. Урала суровее пр..роды Средн.. и Южн.. Урала.

Сравнительная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов -ее (-ей) , например: приветливый - приветливее (ей) ; (перед ним происходит чередование согласных), например: громкии - громче; -ше , например: тонкий - тоньше.

Иногда при присоединении суффиксов и -ше от основы начальной формы отсекается суффикс -к- (-ок, -ёк) , например: сладкий - слаще, тонкий - тоньше.

Прилагательные малый (маленький), плохой, хороший образуют форму простой сравнительной степени от других основ: меньше, хуже, лучше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

282 . Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. В каком значении взято выделенное слово при образовании формы сравнительной степени во 2-м пункте? в 3-м?

  1. Красивый - красивее; пр..ятный, счас..ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр..красный, пр..лежный, пр..чудливый, пр..влекательный, пр..зрительный, старый, искусный, св..бодный.
  2. Долгий - дольше; ранний, старый, тонкий, далёкий, горький .
  3. Малый - меньше; плохой, хороший.

283 . Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

1. Здоровье (дорогой) золота. 4 2. Добрые сл..ва (хороший) мя..кого п..рога. 3. После работы 3 еда (вкусный). 4. Правда (светлый) солнца. 5. Дождлив., лето (плохой) осен.. .

(Пословицы.)

Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слова более к начальной форме прилагательного: приветливый - более приветливый, громкий - более громкий.

В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам , например: по более высокой цене.

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями , например: В этом году зима более снежная, чем в прошлом; Домой мы возврашалисъ по более широкой дороге.

Составная форма сравнительной степени чаще употребляется в научном стиле.

284 . Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах. Составьте 2-3 предложения с записанными словами.

Грус(?)ный, яс(?)ный, опас(?)ный, безжалос(?)ный, пр..лежный.

285 . Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

Отечество моё Россия

Урал

      Живу я в глуб..не Росси..,
      В краю озёр и рудных скал.
      Здесь реки - сини 3 горы - сини
      И в синих 3 о..светах мета(л, лл).
      По кр.хоте по скрытой сил..
      Мне не с чем мой Урал сравнить.
      Иной здесь вид..тся Россия,
      Суровей строже, может быть.
      А может, здесь она моложе...
      Св..жей тут врем..ни рубеж(?).
      Но сердце русское - всё то же.
      И доброта. И песни те ж!
      И лица те же, что в Рязан..,
      И так же звуч(?)ны им..на.
      Как солнце в драгоценной гран..,
      В Урал.. Русь отражена.

(Л. Татьяничева.)

Сравнение двух предметов по какому-либо признаку можно выразить по-разному, например: Брат внимательнее сестры; Брат более внимателен, чем сестра .

286 . Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите те же мысли другим способом.

Солнце и Земля. Луна и Земля. Уральские и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность 3 тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.

Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма превосходной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса -ейш- (-айш-) , например: справедливый - справедливейший. Перед -айш- происходит чередование согласных , например: глубокий - глубочайший. Эта форма прилагательных чаще всего употребляется в книжной речи.

Прилагательные в форме простой превосходной степени склоняются.

Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый, наиболее и начальной (исходной) формы прилагательного , например: самый справедливый, наиболее строгий.

В составной превосходной степени прилагательных неизменяемым является слово наиболее, например: в наиболее недоступном месте.

Прилагательные в форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями.

287 . Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

288 . Спишите, вставляя пропущенные прилагательные в форме составной превосходной степени. Слова из скобок запишите в нужной форме. Почему некоторые собственные имена заключены в кавычки? Какие из собственных имён не склоняются? А в каком падеже они стоят?

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собирались - - мор..плаватели, путешественники, г..рои приключенческих романов 4 . - - среди них был Дик Сенд, г..рой р..мана (Жюль Верн) «Пятнадцатилетний к..питан». - - все сч..тали Тартарена из Тараскона, героя романа (Альфонс Доде), а - - был, конечно, барон Мюнхаузен из книг.. (Распе). Все члены клуба 3 считались с мнением - - из них капитана Немо, одного из г..роев книг.. (Жюль Верн) «Таинственный остров».

Для справок: мудрый, весёлый, молодой, «правдивый», известный.

289 . Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный; глубокий, бездонный; мелкий, неглубокий, мелководный . Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности.

1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей :

красивый - красивее /красивей ; сильный - сильнее /сильней .

Обратите внимание, что формы более , менее , далее , долее , ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней , меней недо-пустимы в литературной речи!).

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х , то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий - легче, тугой - туже, сухой - суше.

    Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк :

    богат ый - богач е, молод ой - молож е, прост ой - прощ е, близ кий - ближ е, глад кий - глаж е, жид кий - жиж е, корот кий - короч е, низ кий - ниж е, ред кий - реж е, уз кий - уж е.

    Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой. В то же время в просторечии суффикс -е может получать более регулярное выражение, чем в литературном языке (например, слабже, послабже ), но в литературной речи они недопустимы!

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний - раньше, старый - старше, тонкий - тоньше, горький - горше, далёкий - дальше, долгий - дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший - лучше, плохой - хуже (недопустимо: хужее !), маленький, малый - меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом - с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

    Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

    Сегодня она была более грустнее , чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

    Грамматически корректными будут предложения:

    Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

    Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .

    Аналогичные требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий:

    Ей более трудно , чем тебе; Ей труднее , чем тебе.

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

более волевой, более деловой, более жестокий.

Обратите внимание, что при использовании форм сравнительной и превосходной степени в речи необходимо учитывать несколько условий.

1. Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры ) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы ). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться:

    когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста:

    Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее;

    когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию:

    Память о солнце в сердце слабеет, желтей трава (А. Ахматова).

2. Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени:

Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

    Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

    Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России.

    Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» .

Морфологические нормы.

Задание А3 (морфологические нормы русского языка) проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

имени существительного;

имени прилагательного и наречия;

имени числительного;

местоимения;

Подробно об остальных частях речи можно почитать в статье морфологический анализ слова .

Имя существительное.

Правило.

1) Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е):

У используется в случае обстоятельственного значения: в шкафу, в саду.

Е при объектном значении: разбираться в саде.

2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).

Различай!


3) Употребление форм рода

Различай!

Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).

степень сравнительная степень ( обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени) превосходная степень ( обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)
простая форма: суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

У наречия простой превосходной степени нет!

составная форма: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме 1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

2) САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

Правило.

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

Помни!

бойкий – бойчее и бойче,

гибкий – гибче,

гладкий – глаже,

глубокий – глубже,

горький (опыт) – горше,

горький (на вкус) – горче,

дикий – диче или дичее,

ловкий – ловче или ловчее,

мелкий – мельче,

узкий – уже,

хлёсткий – хлестче

Имя числительное.

склонение числительных

Различай!

количественные числительные

(сколько?)

порядковые числительные

(который по счету?)

склоняются все слова:

Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух

Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

  • полтора:

И.,В. – полтор а (м., ср.р.), полтор ы (ж.р.)

Р., Д., Т., П. – пол у тор а

  • сорок, девяносто, сто:

И., В. – нулевое окончание ,

Р., Д., Т., П. – окончание –а

  • десятки

обе части оканчиваются одинаково

пят и десят и , пять ю десять ю

  • сотни:

склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

И.,В. пять нот – пять сот.

Р. пяти нот – пят и сот.

Д. пяти нотам – пят и ст ам

Т. пятью нотами – пять ю ст ами

П. о пяти нотах – о пят и ст ах

склоняется только последнее слово

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января,

перед первым сентября

сочетание собирательных числительных с существительными

Местоимение.

Ошибка Пример Исправленный вариант
случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) я к ей с душой я к ней с душой
Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему
сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер от ней что годно можно ожидать от нее что годно можно ожидать
ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается
неоправданный пропуск возвратного местоимения себя Она ничего не представляет!

Позволю перейти к следующему вопросу

Она ничего собой не представляет!

Позволю себе перейти к следующему вопросу

местоимение как лишнее слово Эта ведущая, она сама – слабейшее звено Она, эта ведущая, слабейшее звено
нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

Все, кто не знает ответов, должны покинуть игру

двусмысленность при употреблении местоимения Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал

Глагол.

Правило.

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.


Алгоритм действий.

1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

3) Подумай, где могут содержаться ошибки.

Разбор задания.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в тысяча восьмисотом году

2) несколько горячих оладий

3) лягте на пол

4) идти навстречу ним

Вариант №1.

В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

Вариант №2.

Несколько горячих оладий . Обращаем внимание на существительное оладий , которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья , это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.