Стратегия зигзаг технология критического мышления. Алгоритм работы с приёмом "Зигзаг" на уроках чтения

Стратегия зигзаг технология критического мышления. Алгоритм работы с приёмом "Зигзаг" на уроках чтения

План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

План лекции.

Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.

Основные особенности произведений Древней Руси.

Тематика произведений древнерусской литературы.

Ведущие жанры.

3. Сообщаю, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашиваю ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы» или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

2. Учимся прогнозировать.

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные - неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные - неверные утверждения» или «Верите ли вы?», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты (при чтении материала или прослушивания лекции по данной теме), а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Еще один пример использования приема - прогнозирование по фотографии , портрету . При изучении поэмы «Княгиня Трубецкая» я предложила детям поработать с портретом княгини Трубецкой, сделать предположения об этой женщине по её внешности, а после краткого рассказа о ней соотнести реальное лицо с героиней поэмы, носившей такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение со «стопом» или «чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT », «Двойной дневник», «Составление кластера» .

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Непременное условие для использования приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки, и разделить текст на части. Эти остановки – своеобразные шторы: по одну сторону находится известная информация, а по другую – совершенно неизвестная, способная серьёзно повлиять на оценку событий. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками «ИНСЕРТ» - «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления» , позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы. (На уроке можно будет увидеть).

4. Учимся задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика».

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Приём «Почта». Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата . Каждый задаёт вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдаёт выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведённое время (5-7 мин.), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию – ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

5. Учимся творчески интерпретировать информацию

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

1.Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

2. Какие предположения подтвердились?

3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т. е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».

Эссе - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

Например, телеграмма, которую, по мнению ученика 9 класса, мог бы отправить Чацкий с бала в доме Фамусова:

Нахожусь на балу. Какое жалкое зрелище!

Ужасно давит сердце. Терпеть больше нет сил.

Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна , - развивает поэтические способности учеников.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это белое стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке даётся описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трёх глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвёртая строка представляет собой фразу, обычно из четырёх значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Приём применяется для «присвоения» новой информации. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.

1 существительное

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Фраза из 4 слов

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

Примером синквейна

После изучения стихотворения А. С Пушкина «Узник» ученики составили синквейн:

Невольник

Грустный, одинокий

Переживает, страдает, наблюдает

Мечта героя о вольной жизни

Гордость.

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Таким образом, перечисленные выше методы и приемы технологии РКМЧП дают возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1) изменила отношение детей к урокам русского языка и литературы.

2) изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) усилила мотивацию учащихся к дальнейшей деятельности.

4) создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель - ученик - класс".

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока:

«Вдруг метелица кругом…» Идейное содержание повести «Метель»

Цель урока:

Определить роли метели в произведении. Обсуждение характеров героев. Лучшее понимание героев произведения через переживание их чувств.

Задачи урока :

Формирование целостной картины мира.

Развитие эмоциональной сферы учащихся, в частности эмпатии.

Развитие умения выражать (формировать) и отстаивать (аргументировать) свою точку зрения.

Развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.

Формирование понятий о долге, нормах этике и этикете.

Оборудование к уроку:

Магнитофон, кассета с записями музыки Г. Свиридова «Тройка» и «Зимняя дорога», электронная презентация по теме «Вдруг метелица кругом…» идейное содержание повести «Метель», компьютер, мультимедийный проектор, тетради, ручки.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся.

Воспитание нравственно – духовных ценностей, формирование ценностных позиций.

Приобретаемые навыки учащихся:

Когнитивные: умение использовать литературные понятия: идея, конфликт.

Аналитические: знание путей анализа произведения, самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.

Нравственные: формирование чувства ответственности за свои поступки, формирование уважительного отношения к родителям, формирования чувства личностного долга.

Форма – занятия: урок – диалог

Ход урока

1. Организационный момент. Тема, цель (слайд №1).

Сегодня нам предстоит уникальный разговор о произведении «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне.

2. 1 стадия – «вызов»

Работа с эпиграфом к произведению (слайд №2)

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, стывшие эпиграфом с повести «Метель»

(Баллада Жуковского «Светлана»)

Для начала ответить на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении играет роль.

Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф?

(Печальное событие)

Вдруг случиться метель, которая несет что – то печальное, предвещает трагические события: черный ворон – символ потустороннего, непонятного, вещий сон, темная даль – все это предвестники трагических событий, которые каким – то образом связаны с метелью. Случай сродни судьбе, року. На это нацеливает эпиграф.

3 . Работа с темой - постановка проблемного вопроса.

Тема произведения часто выносится в название. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа?

В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель - та сила, которая меняет жизнь героев.
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека (слайд №3).

4. 2 стадия – «осмысление»

Работа с текстом.
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши.

«На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…»
- То есть Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.

Метель в восприятие Владимира.

«Поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…»

Торопится, не успевает, а, следовательно, переживает, беспокоится.

Метель для Бурмина.

«Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда…»

Посмотрите, во всех З-х описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). И поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя (слайд №4).
5. Письмо Марьи Гавриловны

Обратимся к образу главной героини повести – Марье Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? А какими прилагательными вы можете описать Владимира и Бурмина?

(прилагательные записываются на доске)

Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания . Что произошло тогда. (Зачитывают из повести)

Звучит музыка «Тройка»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нем или прохладно?

Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? .

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме.

Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза (слайд №8).

А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. (Приложение).

6. Мозговой штурм. Работа с текстом. Характеристики второстепенных героев.

Эпизод, к которому мы обратимся, - сцена в церкви. Вспомните, какие герои присутствовали при венчании Марьи Гавриловны.

Учащиеся называют героев, с опорой на текст, учитель записывает их на доске.

Какими прилагательными вы могли бы охарактеризовать каждого из этих людей?

Почему ни один из присутствующих в церкви не сказал, что перед алтарем стоит не Владимир? (слайд №9).

7. 3 стадия – рефлексия .

Финал повести. Как бы я закончил повесть?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Марья Гавриловна и Бурмин встретились, все уже пережито, супруги встретились, нашли друг друга, их ждет счастье... А может, все не так?

Закончилась ли метель в произведение и в душе героев?

Возможно ли их счастье?

Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?

Был ли Бурмин её судьбой?

8. Подведение итогов.

Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?

Какую роль сыграла в жизни героев метель?

Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму… (слайд №10).

9. Домашнее задание (слайд №11).

Приложение.

Письмо Марьи Гавриловны

Приложение.

Урок литературы 9 класс «Смысл существования в…»

(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Цели и задачи урока.

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица)

Ход урока:

1.Организационный момент.

На доске портрет Андрея Платонова и таблица

Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.Стадия вызова. Слово учителя

Послушайте стихотворение в прозе «Нищий».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (жалости, сострадания, желание помочь.)

Скажите,что значит жить по законам добра и человечности?

Составьте кластер.

4.Словарная работа.

Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК.

Запишите в тетрадь.

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
Кто главный герой рассказа А. Платонова?

5.Стадия осмысления.

А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»

В) Беседа по вопросам.

1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А. Платонова «Юшка»? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…)

4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей…)

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД: (слово учителя)

В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.» Главный герой рассказа А. Платонова» Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.

Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

6.Рефлексия

Слово учителя.

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?

Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…

Какими чувствами наполнено ваше сердце?

Презентация работ.

Пожеление. Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.Домашнее задание.

Отзыв о рассказе. Сообщение о А. Платонове.

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.

В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.

Печатный документ содержит краткое описание технологии развития критического мышления, структуру и сущность каждого этапа.

Презентация содержит подробное описание приёма ЗИГЗАГ технологии развития критического мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЗИГЗАГ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентация учителя начальных классов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга Шепелевой Валентины Анатольевны

Сущность приема «Зигзаг»: Методическая ценность приема – самостоятельное изучение нового материала взаимообучение

ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Достижение образовательных результатов: Личностные: развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. Предметные: сформировать у учащихся представление о …. развить умение определять …. прививать интерес к предмету, воспитывать …

Метапредметные: Познавательные: применение предметных знаний в моделировании графического текста; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по разработке проекта – ответа на изучаемый вопрос; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Коммуникативные: определение функций участников группы и способов их взаимодействия; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического текста

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИЁМА Преимуществом приёма «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объём теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Из опыта работы по применению приёма «Зигзаг» технологии РКМ на уроках в начальной школе

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Постановка задачи. Планирование работы. ПЛАН = ЭТАПЫ ПРИЁМА «Зигзаг» Время работы – 60 мин.

Индивидуальная работа с текстом. «Зигзаг-1» – тексты у каждого в группе разные. «Зигзаг-2» – тексты у каждого в группе одинаковые, но вопросы для изучения разные.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа в группе экспертов. Сбор группы по одному вопросу. Обсуждение. Совместная подготовка презентации – ответа на свой вопрос. ОСНАЩЕНИЕ: листы для презентации, фломастеры, маркеры, клей, картинки по теме урока.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Работа в первоначальной группе Трансляция (рассказ) своего вопроса, другие слушают, записывают основные мысли (заполняют схему, таблицу…) Затем все слушают защиту презентации (выступает один из экспертов) – вторичное слушание вопроса (дополняют) Этап рефлексии сопровождает презентация учителя – проверяют, дополняют, воспринимают материал третий раз. Так по каждому вопросу темы.

ИТОГ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕСТОВОЕ ИЛИ ИНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ

Тестовая работа в конце урока «Древнерусское государство» Люди какой профессии помогают человечеству узнать о прошлом? А) врачи Б) археологи В) геологи Кто был нашими предками? А)печенеги Б) корелы В)восточные славяне Какое общее название было у всех княжеств? А)Русь Б) Россия В) Рось Кто стоял во главе объединённых славянских племён? А)родоначальник Б) князь В)предводитель В каком веке возникло древнерусское государство? А)в Х веке Б) в конце I Х века В) в начале Х II века Какой город был столицей древнерусского государства? А)Киев Б) Москва В)Псков

Ещё раз о м етодической ценности приёма «Зигзаг» Самообучение. Взаимообучение. Взаимоорганизация учебного процесса. Создание условий для формирования всего спектра УУД. Осуществление многофункциональной деятельности. Охват большого объёма материала.

Вопрос - ответ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Предварительный просмотр:

Материал к занятию со студентами педагогического колледжа

по дисциплине «Современные образовательные технологии начального общего образования»

Составила Шепелева Валентина Анатольевна,

преподаватель ГБОУ СПО ПК № 8 Санкт-Петербурга

Технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Критическое мышление - мышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление.

КМ - не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.

Технология критического мышления - это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя (преподавателя и студента), на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию.

Есть ряд причин, исходя из которых, школа стала разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и этому нужно учить детей.

Технология «Развитие критического мышления»- современная «надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «Вызов - осмысление - рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.

Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления» можно организовать на любом предметном материале.

Первая стадия – ВЫЗОВ актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала, верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), кластеры.

На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть документ или любой другой источник знаний, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, ИНСЕРТ (составление таблиц), эффективная лекция, древо предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, Зигзаг.

Третья стадия – РАЗМЫШЛЕНИЕ или РЕФЛЕКСИЯ . Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, портфолио, синквейна, кластера.

Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.

В заключении следует отметить, что приёмы данной технологии успешно применяются составителем данного материала в обучении студентов. Обучающиеся отмечают эффективность технологии, мотивационный аспект, актуальность в системе современных подходов к образованию и возможность применения на практике конкретных технологических приёмов.


Организация: ГБОУ СОШ ОЦ с. Кротовка

Населенный пункт: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кротовка

Расулова Любовь Михайловна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

Использование технологии интерактивного обучения (приём «Зигзаг») на уроке литературного чтения во 2 классе на этапе «Знакомство с текстом»

(М.М. Пришвин «Ребята и утята»).

Когда спрашивают, что такое настоящий урок, мне хочется ответить - это, прежде всего, урок, на котором «на всё и на всех хватает времени».

Меня, как и всех учителей, очень волновало, на каком же этапе работы ученики становятся пассивными? Не секрет, что в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, ученики принимают активное участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

  • затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения.

Включить каждого ученика в активную деятельность на уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. И помогают достичь мне её - использование на уроках различных методов и форм работы.

На этапе «Знакомство с новым произведением» я организовала работу по нескольким направлениям:

а) представила ученикам презентацию (биография М.М.Пришвина) .

Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни писателя продемонстрировал развитие познавательных УУД у учеников: способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное;

б) организовала аудиозапись рассказа «Ребята и утята».

Выявила первичную эмоциональную реакцию на текст с помощью вопросов: Понравился ли вам рассказ? Какое настроение оно вызвало у вас?

Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражали свои чувства, мысли, точку зрения;

в) провела необходимую словарную работу по ходу чтения и комментирования текста;

г) использовала прием «ЗИГЗАГ» при самостоятельном знакомстве с текстом «Ребята и утята», заранее разделив класс на 4 группы по 4 человека:

1. Ученики получили части текста. Каждый ребёнок работает со своей частью: индивидуально п рорабатывает информацию, анализирует. Важно взять из своего отрывка все самое главное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку".

Затем групповая работа. Дети образуют рабочие экспертные группы под номерами: №1, №2 и т.д.

Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими пересказами, мнениями, ответами на вопросы по содержанию и на размышление.

2. Дети возвращаются в домашние группы . 2-3 минуты идут обсуждения каждой части. Каждый ученик с каждой группы по очереди презентует свою часть текста. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

3. Проверка усвоения текста.

Перед каждой группой лежат иллюстрации картинок, необходимо построить последовательный картинный рассказ. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты дополняют «коллегу».

Используя приём «Зигзаг» на уроках, позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.


С самого раннего детства ребенок активно стремится познать мир, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы. Проявляет интерес к окружающему миру, пытается исследовать предметы всеми доступными способами: потрогать, попробовать на вкус. По своей природе ребенок любознательный, жадно поглощающий информацию окружающего мира. И что мы наблюдаем к концу начальной школы? Очень низкий интерес к книгам, желание все свое время проводить в компьютере, пассивное нахождение на уроке. Необходимо понять, как и куда пропадает большое желание в познании мира. Это один из многочисленных вопросов, который привел к переосмыслению методов и форм работы в школьном образовании.

Один из способов решения этой проблемы вижу в необходимости обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе овладения ключевыми компетенциями, которые формируются в опыте собственной деятельности. Вследствие этого все больше возрастает необходимость использовать интерактивные методы работы, которые ориентированы на взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности младших школьников в процессе обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером или книгой). В ходе диалогового обучения ученики учатся самостоятельно мыслить, решать проблемные ситуации, слушать и уважительно относиться к чужому мнению, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с журналами и различными источниками информации, используются творческие работы, дискуссия, дидактические и ролевые игры, беседы, круглый стол и др.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет сделать урок увлекательным и интересным. В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей со стратегией «Зигзаг», разработанной Р. Славиным.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг» заключается в определении темы занятия, далее на 1 этапе учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача создания определенной работы или текста. Условно эти группы называются рабочими. В рабочих группах составляют план или алгоритм выполнения работы, определяют ключевые моменты и идеи. На 2 этапе учащиеся пересаживаются в новые группы, которые называют экспертными. Это делается обычно путем простого расчета на первый-пятый. Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы, как на 1 этапе. Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего текста или решение общей задачи.


После этого урока ребята и сейчас приносят в школу детские журналы, на переменах читают комиксы, разгадывают кроссворды. Моя педагогическая цель достигнута: познакомить учеников с другими способами свободного времяпрепровождения.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити», организованный по стратегии «Зигзаг», показал хороший уровень работы в команде.Трудности возникают у ребят, которые боятся выступать публично. Таким ученикам сложно рассказать или пересказать информацию, полученную в группе на втором этапе, они нуждаются в помощи и поддержке учителя. На первом этапе мои воспитанники определили типы взаимосвязей в природе. Пересев в экспертные группы ученики изучали рассказы о природе известных авторов и учебник. Цель изучения литературных произведений о природе – найти примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи между живой природой и т.д. Первая группа искала примеры в произведении М. Пришвина «Золотой луг», вторая – в произведении М. Пришвина «Лесной доктор», третья группа ребят читали рассказ В. Бианки «Глаза и уши», четвертая группа искала примеры в рассказе М. Пришвина «Беличья память», и в последней пятой группе ребята изучали текст в учебнике. На третьем этапе учащиеся пересели вновь в экспертные группы и каждый рассказал о своем рассказе, о примерах, найденных в нем. На этом уроке также применен подход интегрированного обучения. Ученики увидели очень тесную связь предметов окружающего мира и литературы, что было отмечено ими в анализе урока.

Успешное развитие активной и самостоятельности личности, способной к сотрудничеству, к созидательной деятельности в обществе зависит от первого опыта ученика. И потому уроки начальной школы не должны превращаться в процесс «дрессировки», они должны быть первым положительным опытом исследования, поиска информации, быть первым опытом применения своих сил и внутреннего личного потенциала. Роль учителя – помочь раскрыться каждому ученику, стимулируя и мотивируя к активному познанию мира. Цель интерактивных уроков не «дать знания», а достичь понимания учениками в ходе совместной деятельности и осознанной самостоятельной активности в обучении.

Достижение образовательных результатов:
  • Личностные:
  • развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
  • Предметные:
  • сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с экологическими проблемами;
  • развить умение определять представителей животного и растительного мира;
  • прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Метапредметные:
  • Познавательные:
  • применение предметных знаний в моделировании графического текста;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • Регулятивные:
  • согласование в группе последовательности действий по разработке;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • Коммуникативные:
  • определение функций участников группы и способов их взаимодействия;
  • обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического теста
Сущность приема «Зигзаг-2»:
  • ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Вызов
  • Осмысление содержания
  • Рефлексия
  • Мотивационная
  • (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  • Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
  • Информационная (получение новой информации по теме)
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная
  • (приобретение нового знания) Мотивационная
  • (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Преимуществом приема «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.
1.Какая зона сменяет зону лесов? 2. Какие растения распространены в зоне степей? 3. Каких насекомых много в зоне степей? 4.Какие птицы распространены в зоне степей? 5.Какие грызуны водятся в зоне степей?