Токио население численность. Население Токио: как менялась численность в столице Японии

Токио население численность. Население Токио: как менялась численность в столице Японии

О прошлом столицы Японии можно рассказывать долго и в самых живописных красках, но всей ее богатой на события многовековой истории всё равно не охватить, поэтому остановимся на самых ярких страницах почти 600-летней летописи Токио.

Датой основания города считается 1457 год, когда на его месте был построен самурайский замок Эдо, название которого переводится как «вход в залив». Весьма удобное расположение на равнине и на пересечении торговых путей, недалеко от залива, удобного для строительства портов, поспособствовало развитию поселения, впоследствии возникшего вокруг замка. Полутора веков хватило, чтобы город обрел большую значимость, за рамки регионального центра, однако, пока не выходя.

Превращение Эдо – населенный пункт тогда назывался так же, как и крепость – в главный город Японии связано с именем первого сёгуна Иэясу, происходившего из знатного рода Токугава. Свою власть на будущую столицу он распространил в 1590 году и стал весьма влиятельным лицом при дворе. Формально, после императора, он был второй по значимости фигурой на властном Олимпе, фактически же – правителем страны. Иэясу Токугава стал родоначальником целой династии, властвовавшей вплоть до 1867 года. Замок Эдо стал её резиденцией и оставался таковой вплоть до событий, вошедших в японскую историографию как «реставрация Мэйдзи». Во времена первого сёгуна в городе развернулось бурное строительство.


К середине XVIII века Эдо вошел в число крупнейших городов мира. Уже к началу 1790-х годов в нем, включая окрестности, насчитывалось более 1,3 миллиона жителей. Однако портовый статус этого фактически главного города тогдашней Японии использовался слабо, что грозило печальными последствиями национального масштаба. Эдо, да и вся Япония могли оказаться под оккупацией: первым звоночком стал «визит» в 1853-1854 годах американского командора Мэтью Пэрри. С началом так называемой «реставрации Мэйдзи» власти сёгунов из рода Токугава пришел конец, и в жизни страны произошли многие перемены, в результате которых островная империя встала на путь бурного промышленного роста. В 1869 году в Эдо переехал император со всем двором (до этого резиденцией главы государства был Киото), город переименовали в Токио, и он стал полноправной столицей.

Стремительная индустриализация за считанные десятилетия превратила новую столицу во флагман азиатской экономики. Страшное землетрясение 1923 года, во время которого имели место огромные разрушения и погибло очень много людей, казалось бы, отбросило Токио далеко назад. Только вот неунывающие японцы, привыкшие смотреть только вперед и идти по пути прогресса, быстро восстановили свою столицу. Катастрофические последствия для города имела и Вторая мировая война, точнее, ее завершающий этап. До 1944 года казавшаяся непобедимой Квантунская армия вела успешные боевые действия во всем тихоокеанском регионе. Но потом в войне случился коренной перелом, и над Токио стала кружить американская боевая авиация, сбрасывая на город смертоносные бомбы. В результате погибли сотни тысяч мирных токийцев, оставшиеся в живых укрывались в сельских районах страны.


После войны Токио начал быстро восстанавливаться, став ярчайшим образцом японского экономического чуда, о котором говорят до сих пор. Американцы город разбомбили – они же оказали большую помощь в его восстановлении в рекордные сроки. Заокеанские инвестиции сыграли не последнюю роль в стремительном росте промышленности. Столица Страны восходящего солнца буквально на глазах превратилась в ведущий мировой индустриальный центр – один из крупнейших в мире. Промышленная продукция, производимая здесь, в большинстве своем шла на экспорт.

Но ускоренная индустриализация имела и свою обратную сторону – негативную, проявившуюся целым рядом проблем. Впрочем, японцы не были бы японцами, если не смогли бы успешно решить хоть часть из них. В 1964 году Токио принимал у себя XVIII летние Олимпийские игры. Готовясь к грандиозному спортивному событию, токийцы построили сеть современных автобанов, благодаря которым движение на улицах нормализовалось. Высокоскоростная железнодорожная линия, связавшая столицу с Осакой , тоже появилась к Олимпиаде. Она стала прообразом современных магистралей, опоясавших всю страну.


Экономика Токио терпела не только взлеты, но и падения. Серьезным ударом по ней стал топливно-энергетический кризис начала 70-х годов прошлого века. Но, как говорится, нет худа без добра: экономика, встав на новые рельсы, начала подниматься с колен. В Токио большое развитие получили энергосберегающие производства и IT-технологии, а вот так называемая традиционная индустрия стала терять главенствующие позиции. Стало очевидно, что наукоемкие технологии – верный и беспроигрышный путь в будущее, к новым высотам и достижениям.

Этот путь развития остается приоритетным для столицы Японии и в XXI веке. В настоящее время Токио – крупнейший финансово-инвестиционный и информационный центр всего постиндустриального мира и безусловная столица «новой Азии». Этот статус в обозримой перспективе вряд ли будет им утрачен.

Достопримечательности

В отношении Токио часто употребляется эпитет «самый», и вполне заслуженно. О том, что это самый населенный мегаполис планеты, выше мы уже сказали. Добавим, что здесь самое протяженное в мире метро. А еще столица Японии – самая крупная агломерация на Земле по уровню ВВП и самый дорогой город. Только всё это вряд ли отпугнет пытливых путешественников. На самом деле Токио не такой огромный, каким может показаться на первый взгляд, а развитая сеть городского транспорта позволяет без труда по нему перемещаться, знакомясь с интересными достопримечательностями.

Одной из визитных карточек Токио является дворец императора Японии , расположенный в центре города и утопающий в густой зелени. Дворцовый комплекс, занимающий 7,5 км², со всех сторон окружают древние стены, рвы и каналы. Доступ к резиденции главы государства ограничен, если не считать того, что в определенные дни для посещения открывают Восточный парк, построенный в традиционном японском стиле. Экскурсии во внутренний двор дворца без посещения его самого обычно продолжаются 1 час 15 минут и организуются по предварительной записи. Аудиогид «разговаривает» на японском и английском языках. Самое лучшее время для посещения дворца – март-апрель, когда расцветают сакура и слива.



Под строгой охраной находятся личные императорские покои, скрытые от взглядов посторонних. О высоком статусе дворца говорит и то, что под ним запрещено прокладывать метро, а в небе непосредственно над ним не должна летать авиация. Самого императора Акихито, императрицу Митико и все правящее семейство подданные могут видеть дважды в год: в День рождения императора 23 декабря и 2 января, по случаю наступления Нового года. Августейшие особы приветствуют собравшийся на площади народ с балкона, за пуленепробиваемыми стеклами.



Со времен сёгуната в комплексе императорского дворца сохранились сторожевая башня Фусимиягура и стальной мост Нидзюбаси. В середине прошлого века здесь было построено здание, которое назвали на японский манер изысканно: Зал музыки Персикового сада. В его стенах проходят концерты как традиционной японской, так и классической музыки. Их величества известны как большие поклонники классики, к тому же сами играют на музыкальных инструментах. Вместе с нашими знаменитыми виртуозами Мстиславом Ростроповичем и Юрием Башметом император и императрица даже устраивали во дворце совместные выступления.

А теперь переместимся в один из самых известных, веселых и шумных районов Токио – Гинзу. Его название переводится как «монета» и он действительно на слуху у туристов. Стоит тут оказаться, как сразу становится понятно, насколько такое название подходит этому кварталу. Магазинов здесь бесчисленное количество, имеются популярные торговые центры, не говоря уже о кафе, ресторанах и клубах, цены в которых порой неоправданно завышены. Другими словами, Гинза словно специально создана для того, чтобы в вашем кошельке не задерживались деньги и перекочевывали в карманы владельцев всех этих торговых и развлекательных заведений. А получил же свое название квартал благодаря Монетному двору, где с XVII по XIX век чеканились японские серебряные монеты.

Главной улицей Гинзы является наполовину пешеходная Чуо. Движение по ней перекрывается с 14:00 до 17:00 по субботам и с 12:00 до 17:00 по воскресеньям. Одним из самых известных строений квартала является построенная в 1932 году башня Гинза-Вако, помещения которой занимают бутики с разнообразным ассортиментом и ювелирные магазины. Гинза известна и как место, где находится штаб-квартира флагмана мировой электроники – компании Sony. Увидеть последние модели телевизоров, фотоаппаратов и игровых приставок и познакомиться с новейшими разработками можно в многочисленных выставочных залах компании.

В самом сердце Гинзы находится популярный театр Кабуки-дза – один из самых необычных в мире, ставший для японцев предметом национальной гордости. Для этой умной нации названный храм Мельпомены стал настоящим эталоном, и что именно в нем так их цепляет, сказать трудно: возможно, богатые костюмы, а может – витиеватая смысловая нагрузка спектаклей или даже «сумасшедший» грим актеров. Театр рассчитан на 1964 зрителя, но билеты стоит покупать заранее, так как мест может не оказаться.



Все, кто любит автомобили и скорость, в Токио неизменно устремляются в выставочный центр Toyota Mega Web – главный автомобильный музей Страны восходящего солнца. Он же – шоу-рум всемирно известного концерна и фантастический парк развлечений. Для поклонников реально крутых тачек побывать здесь равносильно паломничеству к святому месту. Музей занимает несколько этажей огромного развлекательного центра Palette Town и знакомит посетителей не только с машинами прошлого, но и будущего. В Toyota Mega Web шесть постоянных выставок, на которых выставлены авто разных моделей, возрастов и дизайна.

Нескучно будет в Токио и детям, особенно в стенах местного Диснейленда – первого в мире, построенного за пределами Соединенных Штатов. Развлекательный центр тоже относится к популярным визиткам японской столицы. Он расположен в городе Ураясу, раскинувшемся на берегу Токийского залива, и занимает площадь почти в 47 гектаров. В Диснейленде несколько тематических зон: «Страна Фантазий», «Страна Приключений», «Город Мультяшек», «Страна Дикого Запада», «Страна Будущего» и самая маленькая из них – «Страна Зверюшек». В центре развлечений имеется своя развитая туристическая инфраструктура: отели, магазины, рестораны, парковки. Для удобства перемещения между объектами последние соединены между собой монорельсовой железной дорогой. В Диснейленде каждый день вечером можно наблюдать фееричное шествие всех персонажей, и сопровождается это действо музыкой и фейерверк-шоу.


Не только взрослым, но и детям обязательно понравится в музее аниме-студии Ghibli, название которого японцы произносят так: «Джибури». Это одна их крупнейших студий анимационного кино, основанная еще в 1985 году, у ее истоков стоял легендарный Хаяо Миядзаки. Поклонники аниме найдут в стенах заведения всё, от чего встрепенется их сердце, а именно няшных героев с характерными для них большими глазами и кавайными мордочками. Единственное, что расстраивает туристов, так это трудности с удаленным приобретением билетов по почте у международных представителей Ghibli. Остается второй вариант: за несколько дней до запланированной даты посещения музея загляните к билетным автоматам Loppi, которые установлены в магазинчиках Lawson. Если не знаете японского, возьмите с собой проводника. Автомат подскажет, какие дни свободны, и выдаст заветный билетик.

Еще один популярный музей Токио посвящен Маленькому принцу, всемирно известному герою произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Что ни говори, а японцы действительно удивительная нация: кто бы мог подумать, что им придет в голову создать музей именно этого литературного персонажа, где, кстати, представлены подлинные письма и фотографии автора. При музее даже есть свой парк, экспозиция которого настолько продумана до мелочей, что гулять по нему одинаково приятно и комфортно в любое время года.

Продолжая знакомить вас с токийскими музеями, не можем обойти вниманием еще два из них – Музей Мирайкан и Музей метро. В первом, имеющем статус национального, в игровой и интуитивно понятной форме предлагается заглянуть в закулисье таких фундаментальных наук, как биология и физика, информатика и космонавтика, а также робототехники. Здесь разрешается не только смотреть, но и трогать руками, погладить, покрутить, поскрести и, конечно, повключать. Если вы знаете английский, затруднений с усвоением новой информации у вас не возникнет. А вот во втором из названных музеев можно в полной мере ощутить ритм огромного мегаполиса, познакомившись с его нравами и обычаями. Грандиозный Музей метро воспроизводит подземный мир Токио, где протекает большая часть жизни горожан, максимально точно. В его стенах иностранцам помогут разобраться в запутанной схеме метрополитена, обучиться особенностям местного общения и этикета.


Теперь самое время отправиться в один из самых известных в Токио храмов Мельпомены, в Национальный театр но. Главным его сокровищем считаются персонажи в масках всех мастей – добрых и страшных, злых и веселых. Во время спектакля им аккомпанируют хор, флейта и барабаны, дополняя и без того впечатляющий эффект от посещения самобытного заведения. Театр но, зародившийся еще в XIV веке, находится в районе Сибуя. В своих постановках, длящихся от 3 до 3,5 часов, он знакомит зрителя с забавными и порой полными трагизма историями из жизни богов, демонов, духов и простых смертных. Среди последних встречаются как буддистские монахи, так и безжалостные убийцы.


В Токио множество чудесных садов, и одним из самых известных является сад Хаппо-эн. Весной эти уголки природы усыпаны цветами сакуры, а осенью начинают походить на старинные японские гравюры, любоваться которыми можно бесконечно долго. Название «Хаппо-эн» хоть и созвучно прочно вошедшему в русский язык выражению «хэппи-энд», однако переводится оно как «Сад восьми пейзажей». Подобрано оно не случайно, хотя бы потому, что в японской традиции цифра «8» символизирует счастье. А почему пейзажей именно столько, становится понятно при посещении этого уютного оазиса, раскинувшегося посреди бетонных джунглей столицы Японии: с какой стороны на него ни посмотри – он прекрасен!


В завершение нашего краткого обзора достопримечательностей Токио приглашаем вас на искусственный остров Одайба, который в прошлом был огромной мусорной свалкой. Сегодня об этом периоде его истории ничего не напоминает. Одайба, его еще называют «островом будущего», впечатляет обилием футуристических объектов и идеальными чистотой и порядком. Будучи новым районом Токио, отвоеванным предприимчивыми японцами у океана, этот клочок суши стал ярким воплощением местной изобретательности и трудолюбия.

В 1990 году мэрия распорядилась начать тут жилищное строительство, и в последующие два десятилетия Одайба превратился в излюбленное место отдыха токийцев и гостей города. Одайбу называют «воплощенным чудом», и чудеса начинаются уже на подходе к нему, когда поезд Yurikamome, управляемый автоматикой, делает петлю над заливом, прибывая к месту назначения по двухэтажному мосту Rainbow Bridge. На острове находятся грандиозное здание штаб-квартиры телекомпании Fuji Televizion и впечатляющее размерами и архитектурой здание выставочного центра Tokyo Big Sight. Кстати, упомянутый выше Музей Мирайкан тоже находится на этом острове.

Японская кухня: что и где попробовать в Токио?

Если вы вообще не знакомы с азиатской кухней и с японской в частности, она может вас на первых порах шокировать. Ведь в основе многих блюд – сырая рыба, какие-то странные водоросли, не говоря уже о прочих обитателях морских глубин, которые едва ли не шевелятся на тарелках – кажется, что не ты их сейчас съешь, а они тебя. Хотя многие вариации на тему японской кухни – суши, роллы и сашими – мы имеем возможность пробовать и у себя в России , однако узнать вкус настоящей японской кухни можно только на ее родине, и Токио открывает в этом плане отличные возможности.

Истинно токийским угощением является «мондзя-яки». Его готовят из капусты в сочетании со сладкой кукурузой и сушеными кальмарами. Всё это «богатство» прямо на раскаленной плите заливают жидким тестом. На выходе получается некая смесь блина и пиццы, по виду несколько напоминающая привычный для россиян омлет. Еще одна японская вкуснятина – это «фукагава-мэси». Готовится блюдо просто: жирных моллюсков помещают в мисо (густую пасту, получаемую в процессе ферментации риса, соевых бобов, пшеницы или их смеси с помощью специальных плесневых грибов) и отваривают прямо в раковинах с добавлением лука-порея. Подается оно обычно к супу вместе с рисом.

Для быстрого перекуса на улице подойдет еще один японский аналог пиццы – «окономияка», лепешка, начиненная соусом, лапшой, кусочками мяса, овощей и морепродуктами. Наверняка вам понравятся и местные каштаны, только раньше осени отведать их не доведется. В конце сентября – начале октября в Токио проходит фестиваль каштанов. Это красочное действо сопровождается национальной музыкой, выступлениями артистов, показами разных театрализованных представлений.


Одним из символов Японии является рисовая водка – саке. В районе станции метро Toranomon находится информационный центр Sake Plaza, где в легкой и расслабляющей обстановке вам расскажут об истории легендарного напитка и, конечно, позволят продегустировать лучшие его сорта.

Но вернемся к блюдам национальной кухни и ответим на вопрос, где в Токио их можно попробовать. В городе есть магазинчики «конбини» – их можно найти буквально на каждом углу. Местная кухня представлена в них в широком ассортименте. Здесь вы найдете и сэндвич-ролы, и японский вариант комплексного обеда, он называется «бэнто», и разные салаты, напитки и даже обыкновенные бутерброды. Имеются и специализированные торговые точки: «бэнто»-магазины, магазины «карри» и «лапшичные».




Много в японской столице и ресторанов быстрого питания, включая знаменитые американские McDonald"s и KFC, а также исключительно местные First Kitchen, Freshness Burger, MOS Burger и Lotteria. В заведениях под вывесками Matsuya, Ootoya и Yoshinoya вас будут потчевать исключительно традиционной кухней. Неплохой выбор национальных блюд можно найти и в заведениях «изакайя». Сказать, что это бары? Нет. Рестораны? Тоже не скажешь. Скорее, они нечто среднее.

Кстати, в Токио множество ресторанов, которые могут похвастаться тем, что удостоены мишленовских звезд – для настоящих гурманов и эстетов отобедать в таком признанном заведении считается за честь. Среди них выделим один из лучших суши-ресторанов Tsukiji, а Akasaka, Ginza и Roppongi Hills порадуют вас отличным выбором блюд японской кухни.

Что касается цен, то в этих заведениях они кусаются. Ужин в дорогом ресторане обычно обходится в 2000-2500 иен, и это на одного человека. Ну, а в действительно фешенебельном заведении за ужин на одну персону придется заплатить от 10 до 20 тысяч JPY. В «обычных» токийских кафе и ресторанах посетителям предлагают комплексные обеды, сочетающие японские и западные блюда, которые обходятся от 700 до 1000 иен. В самых дешевых кафе тарелка суши стоит от 100 JPY. В тех же, где уровень обслуживания повыше, набор суши и роллов обойдется в 800-1500 иен.


Шоппинг в Токио

Самым известным шоппинг-районом столицы Японии является уже упомянутая Гинза. Он же самый старый, появившийся еще в 1612 году. В те далекие времена тут торговали в основном ювелирными изделиями. В наши дни в этом квартале сосредоточены магазины, отовариваться в которых могут себе позволить далеко не бедные люди. Самый большой на всю планету бутик Chanel находится именно в этом районе. Три популярных супермаркета Mitsukoshi, Matsuya и Matsuzakaya, торгующие товарами только национальных брендов, тоже находятся здесь.

Если хотите суперсовременный компьютер, крутой гаджет, ноутбук или любую другую компьютерную и бытовую технику, не проходите мимо района Акихабара. Таким товаром торгуют популярные в этом квартале магазины Nishikawa Musen и LAOX. Достаточно сказать таксисту «волшебные» слова Akihabara Electric Town и он сразу поймет, куда вам надо. А те, кто добирается на общественном транспорте, должны ориентироваться на указатель Akihabara Station.

Молодежь, у которой новые гаджеты уже есть, но нужно обновить гардероб, устремляются в район Сибуя. Молодежная одежда представлена в местных магазинах не только известными мировыми брендами, но и изделиями японских производителей. Этот торговый район славится своим большим торговым центром «109» и универмагами Seibu и Kimuraya, а еще тем, что здесь находится памятник знаменитому Хатико – псу породы акита-ину, являющейся в Японии символом верности и преданности. Немало магазинов, открытых европейцами и американцами, находится в квартале Омотесандро, что рядом с Сибуя. Вот названия некоторых из них: Morgan, Zara, H&M, Benetton.

Шопоголики из числа молодежи не обходят вниманием и район Харадзюку, где тоже много магазинов именно для этой возрастной категории. Не только сами японцы, но и молодые представители других субкультур, даже самых экзотических, могут найти себе одежду по душе. Недорогую одежду можно отыскать и в столичном пригороде Минами Мачида, который может похвастать самым крупным в масштабах Токио шоппинг-моллом. Он называется Grandberry Mall.

Завершим же наш небольшой обзор торговых возможностей столицы Японии виртуальным походом на самый крупный в мире рыбный рынок Цукидзи. Прилавки тут ломятся от всевозможных видов и размеров рыб и других даров моря, на которые так богата эта самобытная страна. От такого изобилия не только глаза разбегаются, но и голова начинает идти кругом. Немного, что называется, прийти в себя можно в кафе или ресторане, которых на территории рынка находится множество. История Цукидзи, расположенного в одноименном районе Токио, берет свое начало с далекого 1923 года. Рынок условно делится на две части: так называемый «внутренний», где обычно закупаются оптовики, и «внешний», где помимо богатого ассортимента можно даже приобрести кухонную утварь. На территории «внешнего» рынка имеются разные рыбные забегаловки и рестораны.

Туристам на заметку

Японские магазины, и столичные не исключение, работают без выходных и перерывов на обед. Открываются в 10 утра и принимают покупателей до 7 вечера. Бутики «просыпаются» на час позже и на столько же позже закрываются.

Иностранцы обычно везут из Токио такие сувениры, как классическое японское кимоно, палочки для еды, пиалы, куклы самураев, фарфоровые изделия. В тренде и наборы для каллиграфии. Из продуктов питания, как правило, останавливаются на сушеных осьминогах и кальмарах, сладостях и японском зеленом чае.

В Токио, как и во всей стране, торговаться не принято, поэтому даже не пытайтесь уговорить продавца скинуть озвученную им цену. Сэкономить получится разве что на распродажах, которые проводятся в конце каждого сезона. Самые грандиозные скидки ждут покупателей до и после Нового года, то есть с середины декабря до середины января.

Система беспошлинной торговли, известная как Tax free, действует и во многих столичных магазинах. Если стоимость покупки в торговой точке, участвующей в системе, превысит 10 тысяч иен, то вы освобождаетесь от уплаты НДС в размере 5%. Причем эту разницу вам могут вычесть прямо в магазине, вклеив в загранпаспорт подтверждающую квитанцию, которую потом заберет таможенник в аэропорту.

Транспорт в Токио

Как и любой другой крупный мегаполис, японская столица буквально задыхается от частых пробок, поэтому и сами токийцы, и гости города предпочитают метро. Только вот особого комфорта вы не почувствуете, так как подземкой пользуется почти 9 миллионов пассажиров в день – представить, в какой толчее вы окажетесь, будет нетрудно.


Особенно нелегко придется новичкам. Как разобраться в разноцветных линиях метро? Их ни много ни мало целых 13, а станций почти три сотни! Есть еще линии JR, несколько частных веток. Но паниковать не следует. Для начала старайтесь ехать по круговой ветке JR Яматэ, которая окольцовывает центральную часть Токио. Ее преимущество – наличие стыковочных станций практически с каждой важной линией. Полный круг по времени занимает примерно час, поэтому до любого района вы доберетесь быстро и без сложностей. Ну и, конечно, вам в помощь будут карты и современные навигаторы.

К услугам тех, кто не хочет «связываться» с метро, городские автобусы. Маршруты проложены таким образом, что удачно связывают между собой разные станции подземки. Неудобство лишь в том, что автобусы делают много остановок у станций, и за один раз с одного конца города до другого не доедешь. Курсируют в Токио и трамваи, но только по одной линии, она называется Аракава. Пролегает маршрут по старым городским кварталам, проходя примерно за час около 13 километров. Стоимость билетов на автобус и трамвай, соответственно 200 и 160 иен. Можно взять проездной на день, он обойдется вам в 500 и 400 JPY.

Токио вполне можно назвать и городом велосипедистов, так как сеть велодорожек тут развита хорошо. Любителей двухколесного транспорта хватает как среди местных жителей, так и приезжих. Садясь за руль велосипеда, помните, что весьма кстати будет опыт маневрирования, поэтому если вы новичок, то лучше не спешите вливаться в плотный поток велосипедистов. Столица Японии расположена на холмистой местности, что тоже усложняет прогулки на двухколесном «коне»: уж лучше прокатиться по ровным дорожкам какого-нибудь парка. Арендовать велосипед можно в туристических точках проката, но это дорого. В два-три раза дешевле, всего за 500-800 иен, предлагают прокат многие мини-отели и хостелы.

Япония , в отличие от России , в правилах дорожного движения придерживается не Венской, а Женевской конвенции, так что наши отечественные права тут всего лишь ничего не значащие бумажки. Их, конечно, можно легитимизовать, но вас ждет некоторая волокита. Во-первых, документ нужно перевести на японский язык. Во-вторых, сдать местный экзамен по ПДД. В-третьих, у вас проверят практику вождения и потребуют справку о состоянии зрения. И уж вам решать, стоит ли проходить через все эти бюрократические проволочки.

Многие решают для себя, что не стоит, поэтому выбирают такси. Но и тут есть свои плюсы и минусы. Из положительного выделим то, что на авто с шашечками можно добраться до любого района Токио в любое время суток. Из минусов же следует отметить большие расстояния и частые пробки, которые крадут ваше время и выливаются в высокую стоимость поездки. Только посадка и первые 2 километра обойдутся пассажиру в 650 иен, а то и больше. За каждый следующий километр придется доплачивать по 300 иен. Ночные тарифы выше на 30%, но зато в это время суток дороги свободнее и доберетесь быстрее.

Связь и Интернет

Чтобы в Токио не возникло проблем со связью, позаботьтесь об этом заранее, скачав в свое мобильное устройство приложение Japan Connected-free Wi-Fi. Как вариант, можно воспользоваться удобным сервисом Free Wi-Fi Japan от NTT EAST, который иностранцы уже успели оценить по достоинству.

Эти несложные манипуляции обеспечат вам постоянный доступ к сети и освободят от необходимости покупать дорогие карты доступа и арендовать местные телефоны или аппараты для подключения к мобильному Интернету, которые дешевыми тоже не назовешь.

Отели и проживание

В Токио самые фешенебельные отели сосредоточены, в частности, в районах Акасаке и Синдзюку. Роскошные номера с прекрасными видами из окна и обслуживание на высшем уровне – всё это вы найдете здесь. Стоимость за проживание умеренной не назовешь: полулюкс обойдется вашему бюджету в 57 тысяч иен, а представительские апартаменты – в 180 тысяч.

Единственный минус супердорогих гостиниц – отсутствие экзотики. За национальным колоритом отправляться нужно в рёканы, гостиницы с интерьером в национальном стиле, которые сами по себе являются достопримечательностями Японии . Дверцы в них бумажные, на полах вместо ковров постелены циновки-татами, вместо кроватей только матрасы. Ночь в добротном столичном рёкане будет стоить от 10 до 16 тысяч иен. Многие стандартные отели, зная об интересе туристов ко всему японскому и необычному, для приманки добавляют в название своего заведения слово «рёкан». На самом же деле духом старины и национальными традициями в таких заведениях даже не пахнет, поэтому не теряйте бдительность и на обман не покупайтесь!Японию . Что ни говори, а такие оригинальные гостиницы – действительно чудо местной инженерной, архитектурной, туристической и прочей мысли. Пребывание в капсульном отеле напоминает ночевку на верхней полке купе поезда. В принципе, очень удобно. Единственный недостаток – ограниченное пространство, поэтому для страдающих клаустрофобией подобный вариант гостиницы противопоказан. Капсульные отели в большинстве своем различаются по гендерному признаку, то есть одни принимают только мужчин, другие – исключительно женщин. Есть, правда, и смешанные, для представителей обоих полов. Их в основном предпочитают семейные или просто влюбленные пары. Во сколько обойдется ночное «заключение» в капсуле? Удовольствие в сравнении с другими гостиницами недорогое, от 2000 до 2700 иен.

Популярны в Токио также хостелы и гостевые дома, в основном среди европейской и американской молодежи, путешествующей целыми компаниями. Если вы любите тишину и покой, соседство с такими группами принесет вам дискомфорт, так как, оторвавшись от родного дома, молодые люди любят шумно веселиться, а то и побуйствовать.

Как добраться

Токио связан с Москвой авиасообщением. Самолеты S7 из столицы России отправляются сюда четырежды в неделю. Самый дешевый билет обойдется туристу в 770 долларов, в воздухе он проведет около девяти с половиной часов.

Дешевле, от 273 USD в один конец, летать самолетами «Аэрофлота». Прямые рейсы в Токио осуществляются ежедневно. Тех, кто вылетает из Санкт-Петербурга , ожидают пересадки. Лучшее ценовое предложение «Аэрофлота» из Северной столицы – примерно 300 долларов. Время в пути составит 14 часов.


Самолеты S7 летают также из Владивостока (трижды в неделю) и из Хабаровска (два раза в неделю). Учитывая географическую близость, время в пути составит около 2 часов 30 минут. Самый бюджетный билет обойдется пассажиру, если он путешествует налегке, в 220 USD. С багажом дороже: 250 долларов.

Авиакомпании «Аврора» и «Якутия» осуществляют раз в неделю рейсы в Токио из Южно-Сахалинска. Стоимость билетов – от 290 и от 246 долларов соответственно. На борту самолета вы проведете два с половиной часа.

Если вы уже находитесь в Японии , но далеко от столицы, в Токио также лучше добираться на самолете – получится быстрее. Например, из Саппоро вы долетите всего за полтора часа. Стоимость билета зависит от перевозчика: местный лоукостер (так называют бюджетные авиакомпании) Peach просит 4950 иен. Дороже, но незначительно, свои услуги по доставке пассажиров оценивает глобальный «бюджетник» AirAsia.

Из префектур (провинций) и городов, расположенных по соседству с Токио, проще будет добраться до столицы на автобусе. Сеть дорог развита хорошо, но вот незадача: можно попасть в пробку, и сколько в ней пробудешь, предугадать невозможно. Быстрее и надежнее, но дороже, добираться на железнодорожном транспорте. Так, за поездку на высокоскоростном поезде, его еще называют «пулей», придется выложить почти 17 тысяч иен. В любом случае, окончательный выбор – автобус или поезд – остаётся за вами.

Ещё сорок лет назад на нашей планете насчитывалось всего лишь три мегаполиса - Токио, Нью-Йорк и Мехико. Это были По состоянию на 2010 год эта ситуация кардинально изменилась, ведь их количество выросло до 21. Более того, согласно прогнозам учёных, через десять лет число мегаполисов на Земле составит 29, а преимущественное их большинство сосредоточится в развивающихся государствах. По состоянию на сегодняшний день каждый двадцатый человек на планете является жителем таких городов. Особенно выделяется среди иных город Токио, численность населения которого, с учётом функционально связанных пригородов, превышает отметку в 36 миллионов человек.

Сердце Токио

Чётко ответить на вопрос о количестве жителей и площади столицы могут даже далеко не все японцы. В данном случае следует определиться с границами. Дело в том, что ими могут выступать административные линии, отделяющие Токио от расположенных в непосредственной близости и связанных с ним пригородов, либо внешняя черта города. Сама по себе столицы является не очень большой. Её длина составляет около 90, а ширина - 25 километров. Площадь участка, который она занимает, равняется 2168 квадратным километрам. Если учитывать только так называемое сердце Токио, численность населения его составляет чуть более 13 миллионов человек.

Префектура

В административном плане разделена на 23 отдельных района. Кроме них, в состав префектуры входят 26 небольших городов, 8 деревень и 5 посёлков. Следует отметить, что все они находятся в так называемой зоне Тама, в западном направлении от самого Токио. Япония в этой части имеет гористую, покрытую густыми лесами местность, которая непригодна для жилья. С этим связан и тот факт, что здесь проживает не так уж и много людей. По причине малой заселённости региона правительством страны было принято решение о создании здесь четырёх национальных парков. К столичной префектуре также относятся две цепи небольших по размеру островов вулканического происхождения, что протянулись в Тихий океан на тысячу километров в южном направлении.

Особенности

Столичное правительство, которое именуется Токийским муниципалитетом, осуществляет управление префектурой. При этом каждый из 23 городских районов, о которых речь шла ранее, имеет собственный муниципалитет с избираемым мэром. Ключевая тенденция, которая стала характерной в последние годы для жителей Токио - население всё чаще перебирается из центральных районов города в соседние префектуры. Причина этого только одна - стоимость проживания здесь просто зашкаливает. Вместе с этим работники могут быстро и комфортно добраться по высокоскоростным транспортным магистралям до своего офиса, независимо от его места нахождения в Токио (Япония занимает одну из лидирующих позиций на планете по уровню развития транспорта и скорости движения поездов). Если взять для примера три центральных района - Минато, Тюо и Тиёда, то в ночное время здесь насчитывается не более 300 тысяч человек, в то время как днём этот показатель увеличивается в шесть-семь раз. В целом, из-за существенной ежедневной миграции, численность населения японской столицы, в зависимости от времени суток, может увеличиваться и уменьшаться на 3 миллиона человек. В связи с этим, ответить на вопрос о том, сколько людей в Токио в тот или иной момент, не так уж и просто.

Агломерация

Как уже было отмечено выше, определить черту, отделяющую японскую столицу от соседних префектур достаточно сложно. Чёткий ответ не предоставляют даже спутниковые снимки. Дело в том, что в единое целое срослись промышленные зоны, спальные кварталы, транспортная инфраструктура и так далее. Жилые кварталы города захватили и соседние с Токио префектуры - Яманаси, Ибараки, Тиба, Тотиги, Гумма, Сайтама и Канагава. Как результат, образовалась крупнейшая на планете городская агломерация с населением в 36 миллионов человек. Таким показателем не могут похвастаться никакие другие города-миллионники мира.

Другие показатели

Японская столица занимает лидирующие позиции на планете не только по количеству жителей. Если учитывать непосредственно сам город (23 района), то он является ещё и самым густозаселённым на Земле. Токио составляет более шести тысяч человек на один квадратный километр. С этим и связана очень высокая стоимость местной недвижимости. Красноречивым можно назвать тот факт, что цена земельного участка, как правило, сопоставима с суммой денег, которой будет достаточно, чтоб покрыть его слоем золота. По сравнению со всеми остальными префектурами государства, под аграрные угодья здесь отведена самая малая часть территории - всего лишь 8460 гектаров. Запросы столичных жителей в цветах, фруктах и овощах, которые здесь выращиваются, эти земли способны удовлетворить только частично. С другой стороны, в таком показателе, как ВВП, столичная префектура уступает лишь трём государствам - Германии, США и самой Японии в целом.

Многострадальность

Что ещё характерно для города Токио - население префектуры является очень многострадальным. За всю историю местные жители неоднократно становились жертвами стихийных бедствий (извержений вулканов и землетрясений). К примеру, в 1923 году произошла мощная подземная буря, результатом которой стала гибель 140 тысяч человек. Сам город был разрушен. Намного трагичнее стала весна 1945 года, когда основной целью американских самолётов при бомбардировках стал именно Токио. Население города тогда уменьшилось на 250 тысяч человек, поскольку огромное количество зажигательных бомб было сброшено на жилые кварталы японской столицы.

Интересные факты, исследования и прогнозы

По мнению многих учёных и исследователей, своей пиковой отметки численность населения Токио достигнет в 2020 году. Ожидается, что тогда в городе будет проживать примерно 13,35 миллиона человек. Лишь после этого количество местных жителей начнёт постепенно уменьшаться.

Ещё один интересный факт заключается в том, что если в наше время доля пожилых людей здесь составляет около 21 %, то через пять-шесть лет она вырастет до 24 %, а через двадцать лет достигнет отметки в 28,9 %. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что для всей страны в целом характерна очень низкая рождаемость. В связи с этим, правительством уже сейчас принимаются меры, направленные на обеспечение безопасности пожилых людей, в том числе помощь им в поисках работы.

Учёные считают, что через десять лет максимального значения достигнет и количество семей в японской столице - примерно 6,63 миллиона.

В 1920 году состоялась первая национальная перепись жителей Токио. Население города тогда составило 3,7 миллиона человек. Всего сорок лет спустя показатель вырос до отметки в 10 миллионов жителей. Результатом этого стала чрезмерная концентрация населения и ухудшение условий его жизни (рост цен на жильё, инфляция и так далее). Как результат, в период с 1980 по 1995 год наблюдался демографический спад.

С 2000 по 2010 гг. характерным для Токио стал массовый наплыв переселенцев из других префектур. Это привело к увеличению численности населения за этот период на 9 %.

В связи с ограниченным количеством свободных земель правительство столичной японской префектуры проводит активную работу по созданию в Токийском заливе искусственных островов.

Эдо, так в древности называли нынешнюю столицу Японии.

Население около 12,544 млн человек.
Площадь города 2 187 км².
Плотность населения - 5 740 чел/км², самая высокая среди префектур Японии.

ТОКИО - столица современной и одноименная префектура, расположенная на равнине Канто Тихоокеанского побережья острова Хонсю. В административном отношении столичная префектура Токио состоит из 23 специальных районов, 26 отдельных городов, 7 поселков и 8 деревень. Административно к ней относятся острова Идзу и Огасавара. Площадь префектуры - 2156,8 кв. км. В том числе площадь самого города - 615,8 кв. км.

Главным городом страны Токио был не всегда. За годы своей истории Япония не раз меняла места императорских резиденций, передавая столичный статус то одному городу, то другому. В свое время столица располагалась и в Асуке, и в Фудзиваре, и в , и в .

Несмотря на древность своего происхождения, Эдо (так назывался Токио вплоть до 1869 года) долгое время считался далеким захолустьем. Археологи обнаружили, что человеческое поселение здесь существовало еще в период Дзёмон - японского неолита - за тысячелетия до наших дней. Века проносились над маленькой рыбацкой деревушкой, не затрагивая сложившегося там патриархального уклада жизни. И только в XV веке местный феодал-военачальник Ота Докан решил построить здесь замок - одну из опорных точек своих владений. Спустя столетие великий полководец и объединитель Тоётоми Хидэёси наградил этим далеким замком одного из своих ближайших сподвижников - Токугаву Иэясу. Очевидно, степень доверия государственных деятелей того времени друг к другу была прямо пропорциональна расстояниям между их замками. Как бы то ни было, но Токугава перестроил и модернизировал полученный во владение замок, превратив его в центр своего обширного домена в долине Канто. А вскоре после смерти Хидэёси, последовавшей в 1598 году, Токугава основал собственное военное правление в стране (сёгунат) с местом пребывания в Эдо. Новый сёгун с усердием принялся за обустройство своей ставки. Укреплялись и расширялись стены замка, болота, раскинувшиеся к востоку от дворца, были засыпаны землей. Место, выбранное для города, оказалось достаточно удобным, и сюда стало стекаться население из других районов страны. К 1720 году население Эдо достигло 1 млн. человек. Это был самый крупный город мира в то время.

В 1867 году, исчерпав себя, рухнуло военное правление сёгуната Токугавы. Произошла Реставрация Мэйдзи, в результате которой вся государственная власть в стране вновь перешла в руки императора. Событие это было столь неординарным, что вызвало немало различных политических, экономических и прочих перемен в Японии. Среди них было и решение о смене столицы. Императорская семья переехала из в Эдо и в качестве своей официальной резиденции выбрала замок бывшего сёгуна. Соответственно, Эдо был переименован, получив в 1869 году новое название - Токё, или, как мы привыкли, Токио (буквально - Восточная столица).

В последующие годы роль Токио как политического, финансового, промышленного центра страны неуклонно возрастала. Однако поступательность этого процесса была прервана силами стихии. 1 сентября 1923 года на столицу и прилегающие префектуры обрушились волны сейсмических ударов. В ходе одного из самых разрушительных землетрясений погибло более 143 тысяч человек. Две трети столичных домов и сооружений были уничтожены. Вспыхнувшие пожары поглотили оставшееся. Лишь к 1930 году город удалось восстановить из пепла.

Впрочем, это было не единственным тяжким испытанием для японской столицы в ХХ веке. Столь же разрушительный и трагический характер для судеб города носили и американские бомбардировки весной 1945 года. 9-10 марта 1945 года американские "Летающие крепости" В-29 сбросили над центром Токио десятки тысяч зажигательных бомб. Мгновенно вспыхнувшие жилые кварталы превратились в пылающий ад, погибло более 80 тысяч человек. Эта воздушная операция по степени разрушений и числу жертв была вполне сопоставима с результатами атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года.

До 60-х гг. Токио был средоточием большого числа предприятий обрабатывающей промышленности, в настоящее время многие крупные предприятия вынесены за городскую черту, в городе же развиваются преимущественно наукоемкие и высокотехнологичные производства. В городе насчитывается около 50 тыс. предприятий, 66,5% из них имеют до 10 чел. работников. В сфере обслуживания занято 55% работающих жителей города. В последние годы Токио вошел в число крупнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийская фондовая биржа сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона.

Токио - основной транспортный узел страны с двумя международными аэропортами, к нему сходятся линии скоростных железных дорог и скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Город пронизан разветвленной сетью линий метрополитена и наземных электропоездов - главного вида массового общественного транспорта. Ежедневно услугами транспортной системы города пользуется около 25 млн. чел.
Токио - научный и культурный центр со старейшими частными и государственными университетами страны - Токийским, Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. В городе более 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев.

Сама история формирования японской столицы предопределила отсутствие сколько-нибудь ясно выраженного единого центра. Мегаполис рос, поглощая один за другим прилегающие города, поселки, деревни. Поэтому в плане он напоминает не единый архитектурно-социальный комплекс, а "созвездие" многих субцентров, тесно прижавшихся друг к другу. До Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда нынешний Токио еще носил название Эдо, город был разделен на две основные части - Яманотэ (холмистая местность вокруг сёгунского дворца, где проживали князья - даймё, а также самураи - воины княжеских дружин) и Ситамати (более низменная и потому менее комфортная зона обитания купцов и ремесленников). Некая "генетическая" память о прошлом этих кварталов сохраняется и поныне. Кварталы Яманотэ, цепочкой протянувшиеся по вершинам городских холмов, остаются престижной жилой зоной столицы, где сконцентрированы учреждения культуры и образования. А бывшие уголки "нижнего города" Ситамати - Канда, Асакуса, Нихомбаси - сохранились как центры торговли, коммерции, где предпочитают обитать представители именно этих профессий.

Кухня Токио

Токио - город, где удивительным образом сочетаются старина и современность, фешенебельные районы и тихие узенькие улочки.

Токио не без основания славится ресторанами. Согласно прошлогоднему путеводителю Michelin, японская столица стала кулинарным центром мира, обойдя Париж, Лондон и Нью-Йорк. Японцы любят хорошо поесть, и это заметно сразу: каждый день в кулинарных телепередачах гости смакуют изысканные деликатесы, а от обилия в городе кафе и ресторанов разбегаются глаза. В Токио можно попробовать блюда любой страны, однако все они меркнут перед самобытностью местной кухни. Она гораздо разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд, а особенности приготовления блюд зависят не только от региона, но и от времени года. Здесь стремятся максимально сохранить натуральный вкус и полезные свойства пищи. Японцы уверены, что истина в простоте, поэтому рис готовят без специй, а рыбу предпочитают сырой. За исключением элитных ресторанов, здесь нет порядка подачи блюд: все приносят и едят одновременно. Обязательные элементы любой японской трапезы - рис и суп мисо.

При взгляде на запутанную транспортную карту Токио может схватить сердце - бессчетные ветки метро и наземных электричек переплелись здесь в языческий узор. В одно и то же место часто можно добраться разными способами, но чтобы выяснить, как именно, самим японцам приходится сверяться с картой или мобильным телефоном - почти в каждом есть специальный сервис. Однако если купить карточку PASMO или SUICA (продаются на любой станции), передвижение по городу станет гораздо удобнее: просто прикладывайте ее к турникету на входе и выходе со станции. Останется лишь следить, чтобы на ней всегда были деньги. Этими карточками также можно расплачиваться в мини-маркетах и автоматах на станциях.

Большой Токио

О.А. СИНЮГИН
канд. экон. наук, старший научный сотрудник
лаборатории возобновляемых источников энергии
Н.А. СЛУКА
канд. геогр. наук,
старший научный сотрудник
кафедры географии мирового хозяйства
Географический факультет
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Радарное изображение Токийского залива и горы Фудзияма

Токио - столица Японии - центр самой крупной агломерации мира, один из ведущих экономических и культурных центров планеты, «мировой город» первого порядка. Ему дают аллегорические наименования на восточный манер (например, Восточный исполин ). Большой Токио, или агломерацию, ядром которой является столица Японии, часто именуют Кэйхин, сокращение от названий двух городов - Токио (иероглиф «кэй» означает «столица») и Иокогама (от иероглифа «хин» - «берег»).
Большой Токио - гигантское городское образование, расположенное на берегу Токийского залива и на многие десятки километров раскинувшееся на равнине Канто, в центре крупнейшего острова Японии Хонсю. У столичной агломерации - сложное административно-территориальное строение. Ее центр - собственно город, или Токио-Си, включающий в себя 23 городских района с общей площадью 537 км 2 и населением 8,1 млн чел. Эта территория составляет ядро столичной префектуры Токио-To, вытянутой с востока на запад, от Тихоокеанского побережья к внутренним горным массивам. Префектура включает в себя острова Идзу и Огасавара и занимает площадь 2156,8 км 2 с населением 12,1 млн жителей. На ее территории размещаются 28 городов, 5 поселков и 8 деревень. Третий уровень в пространственной иерархии столицы - Токийский метрополитенский район. Его территория в наибольшей мере соответствует реальным пределам сложившейся агломерации. Это зона общей площадью 13,5 тыс. км 2 с населением более 26 млн человек. Она включает в себя Токио-То и ряд земель трех прилегающих префектур - Канагавы, Сайтамы и Тиба. Токийский метрополитенский район, выделяемый органами планирования для реализации различных программ социально-экономического развития, не имеет строгого административно-территориального оформления. Часто под Большим Токио понимается и более крупное территориальное образование -Национальный столичный регион, который полностью включает территории четырех уже названных префектур и южную часть префектуры Ибараки. На этот колоссальный организм приходится более 1/10 площади и 1/3 населения всей Японии, и именно по этой территории ведется долгосрочное планирование столичного развития. Еще более крупное образование, получившее мировую известность, - мегалополис Токайдо, который вытянулся на 700 км (от Токио до Осаки) в виде гирлянды городов-миллионеров, возглавляющих плотно заселенные территории. Он занимает площадь свыше 70 тыс. км 2 с общей численностью населения более 60 млн человек.

Токио не принадлежит к числу самых древних городов Японии (первыми императорскими столицами были города Нара и Киото). Вместе с тем, история города весьма насыщена событиями. Археологические находки свидетельствуют, что на месте Токио обитали племена еще в каменном веке, а постоянное поселение было основано в XII в. Позднее местный правитель Таро Шигенада возвел здесь укрепление для охраны водных транспортных путей по реке Сумида. Отсюда и берет начало первоначальное название города - Эдо, что значит «устье реки». В 1456-1457 гг. Ота Докан, правитель равнины Канто, построил замок, которым в 1590 г. овладел военачальник императора Иэясу Токугава. В 1603 г. он захватил власть в стране и стал военным правителем, а Эдо превратился в фактическую столицу Японии. Город рос необычайно быстро. К 1721 г., когда была проведена первая перепись населения, его людность достигла 1,3 млн, а в конце XVIII в. превысила 1,5 млн человек. В это время число жителей, например, Лондона составляло только около 650 тыс. человек, а Парижа - 500 тыс. человек. Эдо стал крупнейшим городом мира, по людности с ним мог соперничать только Пекин.
В 1868 г. незавершенная буржуазная революция Мэйдзи свергла власть военных правителей из феодального дома Токугава. Император Муцухито перенес свою резиденцию из Киото в Эдо, который стал столицей Японии. При этом город получил новое название - Токио, что означает «Восточная столица». Новый политический статус придал дополнительный импульс росту города. К 1900 г. Япония вошла в число стран с наиболее развитой промышленностью и заняла седьмое место в мире по объему производства. На улицах Токио появились крупные магазины, были построены мануфактуры, текстильные фабрики, машиностроительные и судостроительные заводы. В жизнь Токио стала активно входить техника. В 1887 г. была построена первая в Японии железнодорожная линия от центра столицы до порта Иокогама. В 1903 г. появился первый автомобиль, а в 1910 г. пущен электрический трамвай. На юго-западной и восточной окраинах Токио выросли новые промышленные зоны. В начале 20-х годов ХХ столетия столица с населением свыше 4 млн жителей окончательно оформилась в качестве ведущего политического и финансового центра страны и остро соперничала с Осакой за первенство в промышленности и торговле. Стремительное развитие Токио было заторможено катастрофическим землетрясением 1923 г. От подземных толчков и пожаров была разрушена значительная часть центра города, погибло более 100 тыс. человек. Однако столица очень быстро отстроилась, восстановила и на волне интенсивной модернизации упрочила свою хозяйственную мощь. Уже в это время начали складываться основные черты крупной агломерации, к ядру которой тяготеют территории пригородной зоны в радиусе до 50-70 км, в него входят Кавасаки и Иокогама. Новый страшный урон понес город в годы Второй мировой войны. В 1945 г. во время массированных налетов американской бомбардировочной авиации большая часть Токио была превращена в руины, а его центральный и восточный секторы, застроенные преимущественно деревянными домами, сгорели дотла. За период военных действий численность населения города уменьшилась более чем на 1 млн жителей и в 1950 г. составила 6,3 млн человек.

Однако город вновь проявил чудеса жизнестойкости и, наращивая индустриальную мощь, очень быстро восстановил свой потенциал. Вплоть до 60-х годов в Токио размещалось колоссальное количество предприятий обрабатывающей промышленности. В дальнейшем, по мере роста дефицита свободных территорий и цен на земельные участки, многие крупные предприятия по выпуску массовой продукции были вынесены за городскую черту, что придало особый динамизм развитию пригородной зоны. В пределах собственно Токио приоритетное значение получили наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. Мощный импульс градостроительным работам в столице Японии придала подготовка к летним Олимпийским играм 1964 г.
Получили развитие бизнес-услуги и особенно финансовый сектор, управленческая, торгово-распределительная, научно-исследовательская и образовательная функции. К настоящему времени в непроизводственной сфере города работает свыше 3/4 всех занятых. Здесь сосредоточено 3/5 головных учреждений ведущих японских ТНК, около 85% действующих в Японии иностранных финансовых организаций, примерно половина штаб-квартир средств массовой информации; столичные банки контролируют треть всех вкладов и 2/5 ссуд. Облик Токио коренным образом изменили поднявшиеся в разных его районах (например, Синдзюку, Сибуя, Икэбукуро) кусты высотных административных и офисных зданий. Сверхконцентрация в Токио капиталов, производственного и интеллектуального потенциала, штаб-квартир высшего командного состава национального и международного бизнеса позволила японской столице уверенно войти в ведущую тройку современных мировых городов.

Одним из важнейших внутренних ресурсов быстрого экономического становления и процветания Токио в третьей четверти ХХ в. стал стремительный рост людности города. В этот период темпы прироста населения достигали 4-5% в год. В результате по численности населения Большой Токио еще в конце 60-х годов обошел Нью-Йорк и поныне остается крупнейшей агломерацией не только Японии, но и всего мира. В дальнейшем прирост населения резко уменьшился. В настоящее время он составляет около 0,3% в год, а по прогнозам на 2005-2010 гг. не превысит 0,18%. Однако в развитии народонаселения Японии эта тенденция получила еще более яркую выраженность, и удельный вес столицы, как во всем, так и в городском населении страны, продолжает неуклонно увеличиваться. За 1950-2000 гг. общая людность агломерации выросла почти в четыре раза - с 6,9 млн до 26,4 млн человек (табл. 1), но при этом характер размещения населения претерпел значительные качественные изменения. Если до середины 60-х годов численность населения росла за счет территории столичной префектуры, то в последующем - преимущественно за счет пригородной зоны, в радиусе 30 км и далее от центра города.
К началу 80-х годов набрал ход процесс депопуляции исторического ядра города. Особенно сократилось постоянное население центральных районов города - Тиеда и Тюо, где сосредоточены главные деловые функции столицы. В первом из них численность дневного населения превышала ночное в 15 раз, во втором - в 7 раз. В последующем процесс выезда постоянного населения из центральных районов получил еще более широкое распространение.Такое развитие привело к существенному перераспределению населения в агломерации. В результате, по данным на 2000 г., в пределах исторического центра столицы (Тиеда, Тюо, Синдзюку и Бунке) проживало лишь 570 тыс. человек, в 1,6 раза меньше, чем в середине 60-х годов. В 23 городских районах Токио насчитывается 8,1 млн человек (8,9 млн в 1965 г.). На остальной территории столичной префектуры живет еще 4 млн жителей. Основная же часть населения Большого Токио - 14,3 млн - ныне размещается уже в пригородной зоне агломерации.

Таблица 1

Рост численности населения
Большого Токио, 1950-2000 гг.

Показатель 1950 1960 1970 1980 1990 2000
Число жителей агломерации,
млн чел.
6,9 10,9 19,8 21,9 25,1 26,4
Число жителей в пределах столичной
префектуры, млн чел.
6,3 9,7 11,4 11,6 11,9 12,1
Доля агломерации в населении страны,
%
8,3 11,7 15,8 18,7 20,3 20,9
Доля агломерации в городском населении страны,
%
16,5 18,7 22,2 24,6 26,2 26,5
Среднегодовые темпы роста населения,
%
4,86 4,08 3,62 1,30 0,55 0,30

Главные изменения людности в столичной префектуре уже давно определяются миграцией. В первые послевоенные десятилетия она служила мощным источником роста населения Токио, несколько позже, в 70-90-е годы, напротив - ключевым фактором депопуляции городской территории, а уже в самом конце 90-х годов снова обеспечивала более 3/4 всего прироста людности столичной территории. Важным фактором притяжения значительных контингентов рабочей силы в столицу служит существенная территориальная дифференциация в уровне жизни людей в Японии. На протяжении всего послевоенного периода развития в Токио величина дохода на душу населения традиционно оставалась в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по стране. Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в Токио. Миграция искусственно не ограничивалась, отсутствовала проблема трудоустройства, а местные власти были откровенно заинтересованы в притоке новых рабочих рук, означавшем прирост налоговых поступлений как в общенациональную кассу, так и в местные бюджеты.

Механическое движение населения в Токио имеет немало особенностей. Одна из них заключается в весьма ограниченных масштабах международной миграции, благодаря которой в настоящее время во многом растет демографический потенциал большинства мировых городов. Численность иностранного населения в Токио невелика - менее 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. корейцев и 75 тыс. китайцев. Другая специфическая черта состоит в том, что Национальный столичный регион - единственный регион в стране, где сальдо внутренней миграции положительно. Только по итогам 2001 г. сюда прибыло 1070,1 тыс., а выехало 953,2 тыс. человек, в результате чего численность населения региона увеличилась почти на 120 тыс. жителей. Все остальные регионы страны за счет миграции теряют население.

Процесс возобновления притока внутренних мигрантов в Токио, начавшийся в середине 90-х годов, развивается очень бурно. Если ранее основная часть мигрантов оседала на подступах к городу, то ныне - в пределах столичной префектуры. Так, в 2001 г. на ее долю пришлось более половины - 58,3% - всех внутренних мигрантов, прибывших в Национальный столичный регион. Вместе с тем, вероятно по причине исчерпания потенциала, масштабы и интенсивность миграционного движения населения в пределах Большого Токио имеет тенденцию к некоторому снижению (табл. 2).

Таблица 2

Миграционное движение населения
в Национальном столичном регионе,
1980-2001 гг. тыс. чел.

На фоне масштабов миграционной мобильности основные параметры естественного движения населения в течение уже длительного времени остаются весьма низкими. В целом они сравнительно мало отличаются от общенациональных. Так, в 2000 г. уровень рождаемости в Токио составлял 8,5‰, а в Японии - 9,5‰, смертности - 7,1 и 7,7‰ (в том числе детской - 3,5 и 3,2‰). Соответственно величины естественного прироста населения также весьма схожи - 1,4 против 1,8‰. В силу повышенной контактности крупногородской среды закономерен и тот факт, что в столице несколько выше, чем в целом по стране, коэффициент как брачности - 7,4‰ (против 6,4 в Японии), так и разводимости 2,28‰ (2,1). Отметим, что, несмотря на особое, «восточное», почитание семейных отношений, браки здесь, как и в большинстве крупных городов Европы, не отличаются особой устойчивостью.
В Токио - сбалансированный состав населения: совершенно выровненное соотношение полов (50 на 50%) и очень значительная доля людей в зрелых, трудоспособных возрастах - 72,3%. Соответственно достаточно скромен удельный вес в структуре жителей как детской (11,8%), так и старческой (15,9%) возрастных групп. В последнее время, правда, столичное население стремительно стареет, причем процесс идет как бы на встречных курсах - как за счет одновременного сокращения в структуре населения удельного веса детей, так и за счет увеличения категории пожилых людей. Только за последние десять лет доля лиц в возрасте до 15 лет уменьшилась в 1,2 раза - с 1,7 до 1,4 млн человек, а людей в возрасте 65 лет и старше - увеличилась более чем в 1,5 раза - с 1,2 до 1,9 млн жителей.

Значительный приток мигрантов в зрелых возрастах способствует росту трудового потенциала Токио. Общая численность контингентов рабочей силы здесь оценивается в 6,5 млн человек. Из них 6,2 млн заняты в экономике города (9,8% страны). Количество официально зарегистрированных безработных составляет 312 тыс. Среди постоянно занятых больше всего конторских служащих - 24,9%. Занятые в материальном производстве составляют 20,3%, занятые в дистрибьюции -17,5%. 4,3% приходится на долю работающих в сфере менеджмента.

Распределение занятых по отраслям хозяйства города (табл. 3) отражает четкую специализацию Токио на непроизводственных видах деятельности и их весомость в экономике страны. Особенно высока концентрация в столице работников в области операций с недвижимостью, а также финансов и страхования, что косвенно свидетельствует о роли города как одного из ведущих финансовых центров мира. Более 55% всех занятых в хозяйстве Токио приходится на две отрасли - сферу услуг и торговлю (включая общественное питание), позиции которых упрочиваются. Напротив, все более скромным становится удельный вес в структуре занятости производственного сектора, особенно обрабатывающей промышленности. Это закономерный результат как замены физического труда автоматизированным и роботизированным способом производства, так и большей прибыльности бизнеса во внепроизводственной сфере в условиях развития постиндустриального общества. При довольно существенной трансформации структуры занятости на долю Токио по-прежнему приходится более 1/5 всего валового внутреннего продукта страны.

Таблица 3

Изменения в распределении
занятого населения по отраслям хозяйства
Токио, 1990-2000 г. %

Отрасли

1990 1994 2000

Доля Токио
в Японии,
2000 г.

Сельское и лесное хозяйство,
рыболовство
0,5 0,4 0,5 0,9
Добывающая промышленность 0,0 0,0 0,0 0,0
Обрабатывающая промышленность 20,1 18,4 15,2 7,6
Строительство 8,3 8,7 7,6 7,4
Транспорт и связь 6,1 7,0 6,5 10,1
Торговля и общественное питание 26,0 25,2 25,4 10,9
Финансы и страхование 7,0 6,0 4,0 13,8
Недвижимость 30,4 2,6 2,6 21,7
Сфера услуг 28,3 32,1 11,7
Управление 3,0 2,8 7,8
Прочие 1,6 0,4 3,3

Современная структура занятости - результат стремительной реорганизации хозяйства Токио в послевоенный период. В первые десятилетия после поражения страны во Второй мировой войне столица стала локомотивом восстановления утерянных позиций индустрии Японии, затем инициатором модернизации всей экономики страны на основе широкомасштабного импорта иностранной техники и технологий, а также идеологом и организатором внешнеторговой экспансии японских товаров. Впечатляющие успехи хозяйственного роста в 50-60-е годы позволили говорить о феномене японского «экономического чуда». И в дальнейшем Токио остается генератором и носителем большинства пионерных процессов. В 70-е годы город возглавляет ускоренное развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей. В 80-е годы он становится форпостом развития «экономики услуг». В 1986 г., например, в столице было сконцентрировано 34,4% всех японских фирм, работающих в сфере предоставления специализированных деловых услуг. В 90-е годы Токио стал одним из ведущих глобальных центров в сфере информационных услуг и телекоммуникационных систем. В условиях глобализации и транснационализации мировой экономики это послужило важной основой для успешного развития бизнеса на международном уровне и «вписывания» японской столицы на передовых позициях в глобальный «архипелаг городов».


В настоящее время в Токио насчитывается около 50 тыс. промышленных предприятий, но более 2/3 из них относится к числу объектов малого бизнеса с числом сотрудников менее 10 человек .
В столичной индустрии явно доминируют две отрасли - машиностроение и издательско-полиграфическая деятельность. На долю первой приходится более 2/5 всех занятых и почти половина стоимости валовой промышленной продукции (табл. 4). Ключевую роль в токийском машиностроительном комплексе играют радиоэлектроника и электротехника (в частности, заводы компании «Тошиба»), что определяется в первую очередь наличием огромного научно-технического потенциала и значительных контингентов высококвалифицированной рабочей силы . Эти отрасли дают свыше половины всей продукции машиностроения. Кроме того, развит «верхний эшелон» общего машиностроения - производство наиболее сложных видов оборудования, включая станки с программным управлением и промышленные роботы; приборостроение, точное (часовые заводы «Сэйко»), а также транспортное машиностроение (преимущественно автомобилестроение, в том числе завод «Хино» корпорации «Тоёта»).

Таблица 4

Отраслевая структура промышленности* столичной префектуры Токио,
2000 г. %

Отрасли
промышленности
Число
производственных объектов
Число
занятых
Стоимость
валовой
промышленной
продукции
Металлургия 0,9 0,8 1,0
Машиностроение и металлообработка
в т. ч. радиоэлектроника
38,7 41,8 47,6
и электротехника 9,0 17,1 26,5
Химическая 11,3 9,7 7,9
Целлюлозно-бумажная 4,0 2,7 1,6
Стройматериалов 2,4 2,1 1,8
Полиграфическая 23,6 27,5 28,9
Легкая 8,8 4,4 2,1
Пищевая 5,2 7,8 6,6
Прочие 5,1 3,2 2,5
Всего 100,0 100,0 100,0

* Для производственных объектов с числом занятых более 4 человек.

Вторая важнейшая отрасль специализации - издательское дело и полиграфическая промышленность - относится к числу «старых» и типично столичных видов производства. В ней работает более 1/4 всех занятых и формируется около 30% стоимости промышленной продукции города. В Токио расположены редакции крупнейших газет страны, в том числе «Асахи»; традиционно выпускается более 80% всех японских книг. В последнее время отрасль получила новый мощный импульс развития в качестве звена обеспечения и продвижения информационных и рекламных материалов, а сам город относится большинством специалистов в число пяти ведущих мировых центров рекламы и медиаиндустрии.

Остальные отрасли носят во многом градообслуживающий характер, работают для жизнеобеспечения города. Уже в 50-70-е годы крупные промышленные комплексы - нефтехимические комбинаты, металлургические заводы и электростанции - возводились на периферии больших городов. Например, в 60-е годы к северо-востоку от Токио был построен промышленный комплекс «Касима». Несколько повышенной концентрацией тяжелой промышленности, в том числе металлургии, химии и нефтепереработки, работающих на привозном сырье, отличаются другие центры Токийской агломерации - Иокогама, Кавасаки, Тиба, Итихара. Из столицы планомерно выводятся предприятия материалоемких и экологически опасных отраслей и, напротив, активно развиваются новые наукоемкие производства.

Вместе с тем в последнее время развитие даже наукоемких и высокотехнологичных производств в Токио все в большей мере отодвигается на второй план, уступая место функциям «принятия решений», управления, регулирования и контроля (прежде всего, сфера финансов, информации и деловых услуг). Токио намного опережает своих ближайших конкурентов - другие мировые города по концентрации руководящих органов ведущих глобальных бизнес-структур. Всего в городе действует около 3,4 тыс. иностранных компаний. По данным американского журнала «Fortune», здесь располагается свыше 80 штаб-квартир из числа 500 крупнейших корпораций мира и 9 из 12 крупнейших промышленно-финансовых групп Японии: «Мицубиси», «Хитати» , «Ниппон Стил», «Ниссан», «Фудзи», «Тошиба», «Дайити», «Хонда» и «Сони». Каждая из них располагает колоссальным экономическим потенциалом и возможностями. Так, активы ТНК «Мицубиси» - составляют 78,6 млрд долл., в том числе 24,6 млрд за рубежом; годовая сумма продаж - 127,3 млрд, а общее число занятых - свыше 270 тыс. человек. Некоторые исследователи склонны считать, что именно Токио является сейчас ведущим центром по управлению всей промышленностью мира.

За последние годы Токио заметно укрепил свои позиции среди крупнейших финансовых центров планеты. Здесь размещается свыше 4/5 головных офисов всех национальных банков, штаб-квартиры 8 из 10 крупнейших по активам банков мира, 9 из которых японские; концентрируется огромное количество кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих мировую торговлю и миграцию капиталов. Большое международное значение имеет Токийская фондовая биржа, основанная еще в период Мэйдзи в 1878 г. и расположенная в центральном районе города Тюо. По объему финансовых операций она сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. В 2003 г. на ней активно действовали 2132 компании. Общая капитализация компаний, торгующихся на Токийской бирже, достигла пика в 1999 г. и превысила 450 трлн йен (около 4 трлн долл.); к 2003 г. она несколько сократилась - до 250 трлн йен (около 2 трлн долл.). Ныне ежедневный оборот торговли составляет порядка 10 трлн йен. Общая стоимость корпоративных облигаций, размещенных на токийской бирже, в 2003 г. достигала 420 трлн йен (около 3,8 трлн долл.). С ноября 1999 г. на бирже действует секция по размещению и торговле акциями высокотехнологичных компаний «новой экономики» - аналог системы «NASDAQ» в США.
Колоссальная концентрация национальных и иностранных компаний и банков, действующих на самых различных региональных рынках, обусловливает высокий уровень востребованности специальных технических и деловых услуг, к числу которых относятся операции с недвижимостью, страхование, аудит, юридические и бухгалтерские услуги, консалтинг, маркетинг, PR-технологии, реклама и многие другие. По большинству этих видов деятельности в рейтинге мировых городов Токио входит в первую десятку. Более того, именно сектор бизнес-обслуживания отличается наиболее высокой динамикой развития. За последние 10 лет численность занятых в нем в японской столице увеличилась на 52% и достигла 1,5 млн человек, что практически вдвое больше, чем в Лондоне или Нью-Йорке. Наиболее интенсивное наращивание персонала отмечалось по следующим направлениям деятельности: в службе подбора и найма специалистов (в 7 раз), в информационно-компьютерном обслуживании (в 3,5 раза), в сфере оказания управленческих услуг и консалтинга (в 3 раза). По темпам прироста числа компаний, согласно переписи предприятий Японии, явно выделялись телекоммуникационные услуги и разработка программного обеспечения. За период 1996-2001 гг. количество первых из них почти утроилось, а вторых - увеличилось на 61,2%.

С конца 90-х годов Токио становится бесспорным центром развития «новой экономики», основанной на переработке информации (в локальных сетях и сетях Интернета) и знаниях как главном бизнес-активе. Компании, внедряющие информационные технологии и работающие в секторе электронной коммерции, в настоящее время являются главным фактором экономического роста. Общенациональный оборот электронной торговли в 2001 г. составил 55 трлн йен (500 млрд долл.), а к 2005 г. ожидается увеличение данного показателя в 2 раза. В Токио эффективно функционирует насыщенная электронная инфраструктура, включающая высокоскоростные коаксиальные (0,6 мегабайт/сек.) и оптоволоконные (2 мегабайт/сек.) сети. В октябре 2001 г. в районе Большого Токио компания «NTT DoCoMo» впервые в мире внедрила мобильную телефонную связь третьего поколения с передачей видеоинформации и работой в сети Интернет. В муниципальных и городских организациях внедряются методы электронного управления, повышающие производительность труда служащих и экономящие время населения.

Большая роль мелких и средних предприятий - характерная черта всей промышленности Японии. В целом по стране на них приходится до 90% общего числа промышленных предприятий, около половины всех занятых и 1/3 стоимости произведенной продукции.
Отметим, что Токио отличается очень высоким уровнем образования населения. Так, в 2000 г. среди лиц старше 15 лет выпускники вузов составляли 35,3%, что существенно выше, чем в среднем по стране (24,6%).
В конце 60-х годов, в результате высокой концентрации промышленных предприятий и транспортных средств, загрязнение окружающей среды в Токио стало крупной социальной проблемой. Именно тогда весь мир обошли фотографии регулировщиков, которые в центре столицы были вынуждены во время работы пользоваться противогазами.
В 1969 г. было принято довольно жесткое постановление токийского губернаторства о контроле над загрязнением окружающей среды; согласно постановлению часть промышленного потенциала была выведена из центра Токио. В результате в сжатые сроки с 1966 по 1972 гг. вдвое сократилась концентрация двуокиси серы в атмосфере города. Начиная с 1970 г. пригороды Токио стали задыхаться от фотохимического смога, первоначальная причина которого - повышение концентрации в воздухе оксидантов и окислов азота из-за выхлопов автомобилей. Для решения проблемы все транспортные средства в обязательном порядке были оборудованы специальными устройствами, значительно уменьшающими вредность выхлопа. Эта мера также оказалась весьма действенной.
В русском языке чаще встречается написание «Хитачи».

Исследователи составили рейтинг крупнейших городов мира. На первом месте оказалась столица Японии Токио. Вторым крупнейшим мегаполисом мира стала столица Индии Нью-Дели. Всего же на планете, по подсчетам исследователей, в настоящее время проживает 7,1 миллиарда человек.

ПО ТЕМЕ

Американская организация Population Reference Bureau, занимающаяся проблемами населения, признала Токио самым крупным городом по численности населения. По данным организации, население Токио составляет 37,2 миллиона человек , что составляет 29% от населения страны. Второй по численности стала столица Индии Нью-Дели с населением 22,7 миллиона человек. На третьем месте расположилась столица Мексики Мехико, в которой проживает 20,5 миллиона человек. Далее в рейтинге расположились Нью-Йорк, Шанхай, Сан-Паулу, Мумбаи, Пекин, Дакка и Калькутта, сообщает ИТАР-ТАСС .

Всего же на планете, по данным организации, проживает 7,1 миллиарда человек . Из них 4,8 миллиарда – в Азии, 1,1 миллиарда – в Африке и 760 миллионов – в Европе. Население Северной Америки составляет 352 миллиона, в Южной – почти в два раза больше – 606 миллионов человек. Меньше всего людей населяет Австралию и Океанию – 38 миллионов. По прогнозам исследователей, к 2050 году население Земли увеличится до 9,7 миллиарда человек , при этом самые высокие темпы роста прогнозируются на территории Африки: через 37 лет на этом континенте будут проживать 2,4 миллиарда человек.

Напомним, последнее из зафиксированных значений численности населения Земли было предоставлено ЦРУ. По данным организации, в июле 2013 года на Земле проживало 7 095 217 980 человек. Согласно демографическим исследованиям, численность населения в настоящее время продолжает быстро увеличиваться. Официальный прогноз на 2050 год – 9,5 миллиарда человек.

Самой крупной по населению страной сегодня является Китай. Следующая за ним Индия, по прогнозам исследователей, должна догнать Китай к 2025 году. Далее в рейтинге идут США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия и Бангладеш. Россия занимает 9-е место в мире по численности населения.