Умк гармония презентации к урокам. Учебно-методический комплект «Гармония» создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета

Умк гармония презентации к урокам. Учебно-методический комплект «Гармония» создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета

«Программа Гармония» - Автор презентации: учитель начальных классов Н.В. Гибтева. Особенности УМК «Гармония». Связь, стройность, соразмерность… Программа «Гармония» даёт родителям: Программа «Гармония» даёт ученику: Программа «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Планета знаний учебники» - 14. «Математика», 1 класс, 1 часть. 33. 4. 39. 27. Маршрут ко всему учебнику «Окружающий мир», 2 класс. 9. «Изобразительное искусство», 1-4 класс. Руководитель авторского коллектива Петрова Ирина Анатольевна.

«Кирилл и Мефодий начальная школа» - Продукты «Начальная школа. Статистика. И дело тут не только в загруженности родителей. Контроль знаний. Задания пособий серии «Уроки Кирилла и Мефодия. Серия «Уроки Кирилла и Мефодия. «Математика. 1 класс» «Математика. 2 класс» «Математика. 3 класс» «Математика. 4 класс». Начальная школа» ребёнок вполне может выполнять сам.

«УМК Начальная школа 21 века» - Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. - Изобразительное искусство. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. - Окружающий мир. «Литературное слушание». УМК «Начальная школа 21 век». «Литературное чтение» Успешно решает задачу углубления интереса к чтению и литературе. Авторы: Виноградова Н.Ф. - Технология. Букварь. Автор Лутцева Е.А. - Музыка.

«Комплект Перспективная начальная школа» - Выготский Л.С. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа». Авторы М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова. Обучение грамоте. Азбука. Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа». Авторы Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Модель личностно-коммуникативного развивающего обучения «Перспективная начальная школа».

«Пособие для начальных классов» - Бисер. Во время работы. Дидактические материалы. Окружающий мир Автор: О. Т. Поглазова. Окружающий мир. Технология автор: Н. М. Конышева. Кабинет начальных классов. Информационные стенды. Применение ИКТ на уроках русского языка 3-4 класс. Авторы: Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. Коллективная работа Коллаж «Букет» 3 класс.

Всего в теме 32 презентации




Комплект создан на основе личностно - ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно - познавательную деятельность младших школьников, развивает приёмы умственной деятельности, способствует духовно - нравственному и патриотическому воспитанию. Методологическую основу комплекта составляет принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся.


Истомина Наталия Борисовна Автор учебно-методического комплекта по математике для четырехлетней начальной школы, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по математике.


Коротко об авторе В 1964 году Истомина Наталия Борисовна закончила Псковский педагогический институт по специальности учитель математики и физики. Работала в школе учителем математики в 5-9 классах. В 1970 году поступила в аспирантуру, в 1973 защитила диссертацию под руководством академика Л.В. Занкова на тему «Эволюция учебных заданий в связи с изменением содержания обучения». С этого времени круг ее научных интересов был связан с профессиональной подготовкой учителя начальных классов в ВУЗе и с совершенствованием методики обучения математике в 1 – 6 классах. В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе», которая явилась результатом обобщения работы по учебно-методическому комплекту по математике для 1 – 3 классов.








Математика Главные особенности УМК: Формирование приёмов учебной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения матем. понятий Система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся при обучении решению задач и формировании вычислительных навыков и умений Учёт психического развития ребёнка и его опыта, создание условий для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий Комплект по математике создан доктором педагогических наук, профессором Натальей Борисовной Истоминой.


Тетради « Учимся решать комбинаторные задачи » содержат дополнительный материал к учебникам. Применение новых методических подходов к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежит изучение изменений признаков предметных, графических и символических моделей, установление связей между ними и выявление закономерностей Включение в учебник диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, анализируются ошибки Включение учителя в обсуждение того или иного вопроса не в качестве объясняющего и контролирующего субъекта, а как помощника, сотрудничающего с детьми Основное значение контрольных работ – помочь организовать дифференцированный контроль. Каждая контрольная работа представлена на трёх уровнях. Тестовые задания можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки зун учащихся.



Цель изучения курса:

Целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.


Концептуальные основы:

  • Логика построения содержания курса;
  • Методический подход;
  • Система учебных заданий;
  • Методика обучения решению текстовых задач;
  • Формирование представлений о геометрических фигурах;
  • Использование калькулятора;
  • Организация дифференцированного обучения;
  • Построение уроков математики.

Принципы программы:

  • Тематический
  • Построение системы счисления.

Комплексное решение задач обучения, развития и воспитания обеспечивается деятельностным подходом к организации учебной работы, при котором ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом (тем, кого учат), а субъектом учебной деятельности (тем, кто учится)


Образовательная программа «ГАРМОНИЯ»

в соответствии с

требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП на основе ФГОС

и с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • примерный учебный план УМК «ГАРМОНИЯ»;
  • программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и

с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в

УМК «ГАРМОНИЯ»;


  • требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;
  • программа коррекционной работы на основе принципов

деятельности в УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования



1 класс

  • Признаки предметов. Сравнение и классификация по различным признакам (свойствам).
  • Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Цифры. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел.
  • Сравнение длин предметов (визуально и наложением).
  • Точка. Линия. Луч. Линейка как инструмент для проведения прямых линий.
  • Натуральный ряд чисел от 1 до 9.
  • Сравнение длин с помощью различных мерок. Отрезок. Числовой луч. Сравнение натуральных чисел. Неравенства.

1 класс

  • Смысл действий сложения и вычитания. Выражение. Равенство. Переместительное свойство сложения. Состав чисел от 2 до 9. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Число и цифра нуль.
  • Ломаная.
  • Двузначные числа и их разрядный состав. Единицы длины. Число 10, его состав.
  • Сложение и вычитание разрядных десятков.
  • Единицы массы. Симметричные фигуры.


2 класс

  • Дополнение двузначного числа до «круглых» десятков. Вычитание из «круглых» десятков однозначных чисел. Структура текстовой задачи.
  • Угол. Прямоугольник, квадрат. Многоугольник.
  • Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.
  • Сочетательное свойство сложения. Скобки.
  • Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Трехзначные числа и их разрядный состав.
  • Смысл умножения.

2 класс

  • Умножение на 0 и 1. Понятие «увеличить в».
  • Таблица умножения.
  • Единицы времени.
  • Окружность и круг.


3 класс

  • Площадь фигуры.
  • Таблица умножения. Умножение на 10.
  • Смысл деления.
  • Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.
  • Единицы площади. Палетка. Измерение площадей фигур. Площадь и периметр прямоугольника.
  • Правила выполнения действия в выражениях.
  • Распределительное свойство умножения.
  • Деление суммы на число.

3 класс

  • Четырехзначные, пятизначные, шестизначные числа.
  • Умножение и деление на 10, 100, 100.
  • Алгоритм письменного сложения и вычитания.
  • Единицы массы. Единицы длины. Единицы времени.
  • Текстовые задачи.
  • Выделение фигур на чертеже.
  • Куб. его изображение. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.


4 класс

  • Алгоритм письменного умножения.
  • Деление с остатком.
  • Действия с величинами.
  • Текстовые задачи на зависимость между величинами.
  • Уравнения.
  • Буквенные выражения.


  • Геометрическая;
  • Алгебраическая;
  • Функциональная;
  • Комбинаторная;
  • Логическая;
  • Алгоритмическая;
  • Числовая.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.Б. Истомина «Программы к курсу математики», «Ассоциация XXI век», 2006
  • В.П. Ручкина, Л.В. Воронина «методика математики в начальных классах» учебное пособие, Екатеринбург, 2008
  • Программно – методические материалы. Математика. Начальная школа, Москва, «Дрофа» 1998.
  • Учебно-методический комплект «Гармония».

Учителя г. Благовещенска к работе по УМК “Гармония” шли достаточно долго.

Слайд 1. Первый этап был связан с открытием экспериментальных площадок 1997 - 2001. Первая площадка работала на базе школы № 26 г.Благовещенска и осваивала методическую систему обучения математике Н.Б. Истоминой в концепции развивающего обучения, вторая площадка была организована на базе школы № 28 г.Благовещенска, которая апробировала учебник русского языка “К тайнам нашего языка” М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Слайд 2. Второй этап с 2001 года был обозначен переходом обучения младших школьников по учебно-методическому комплекту “Гармония”, который совпал с работой второй экспериментальной площадки.

Слайд 3. И теперь на территории Амурской области по УМК “Гармония работают 13 районов из 20. Это более 120 учителей. А по учебнику математики Н.Б. Истоминой работает, по нашим последним данным более 200 учителей области.

Для нас “Гармония” это прежде всего стабильность и устойчивость показателей качества обучения по математике, русскому языку и показателей психического развития младших школьников.

Критериями качества усвоения знаний, умений и навыков явились:

  • полнота (количество знаний о предметах, входящих в школьную программу);
  • глубина (совокупность осознанных знаний об объекте);
  • оперативность (число ситуаций или способов, в которых ученик может применять то или иное знание);
  • гибкость (быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций, умении выбрать нужный в данный момент способ деятельности из ряда известных).
  1. Полнота определялась по следующим показателям :
  • объективность – способность учащихся действовать адекватно задаваемым условиям;
  • абстрактность – способность учащихся описать операционный состав выполняемого действия в речевой форме, отрываясь от чувственных свойств объекта действия.
  1. Глубина определялась по следующим показателям:
  • разумность – ориентация учащихся на существенные связи и отношения, заданные в условии выполняемого действия;
  • осмысленность – выбор учащимися необходимых действий или операций в соответствии с целью и условиями задания.
  1. Оперативность определялась по следующим показателям:
  • обобщенность – возможность описания учащимися операционного состава формируемого умения или навыка в речевой форме;
  • прочность – формируемое действие у учащихся может быть выполнено им спустя некоторое время.
  1. Гибкость определялась по следующим показателям:
  • рациональность – выбор такого способа выполнения действия, которое быстрее приведет к цели;
  • автоматизм – свёрнутость выполняемого действия.

На гистограмме вы можете наблюдать, что качество знаний учащихся, обучающихся по УМК “Гармония” на несколько порядков выше, чем у школьников, обучающихся по другим учебно-методическим комплектам.

Слайд 4

Качество усвоения программного материала по математике. Гистограмма 1

УМК “Гармония” другие УМК

Слайд 5.

Качество усвоения программного материала по русскому языку. Гистограмма 2.

УМК “Гармония” другие УМК

1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что по всем критериям наблюдается динамика роста качества усвоения программного материала по предметам. В среднем качество усвоения содержания в 2 раза выше у детей из экспериментальных классов.

В ходе экспериментальной работы отслеживалось также психическое развитие младших школьников по следующим показателям:

  • уровень развития словесно-логического мышления;
  • уровень развития учебной мотивации школьников;
  • уровень школьной тревожности.

Слайд 6.

Показатели психического развития младших школьников. Гистограмма 3.

УМК “Гармония” другие УМК
  1. – уровень развития словесно-логического мышления;
  2. – уровень развития учебной мотивации школьников,
  3. – уровень школьной тревожности.

Так же на несколько порядков выше показатели психического развития школьников. Особенно нас радует низкий уровень тревожности учащихся. Это говорит о том, что УМК “Гармония” реализует здоровье- сберегающие технологии обучения.

Слайд 7.

Надо отметить, что УМК “Гармония” не только способствует качественному росту учащихся, но и профессиональному росту учителя. Это учителя первой и высшей категории, которые повышают свой уровень знаний на курсах повышения квалификации учителей при ИППК, БГПУ, дистанционных курсах обучения.

В области создано творческое объединение учителей начальных классов “Гармония”, основными направлениями которого являются:

  • научно-методическая работа (консультации с авторами комплекта и научными руководителями, изучение нормативных документов);
  • учебно-методическая работа (чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей, студентов педагогического колледжа и университета; открытые уроки, мастер-классы; участие в научно-практических конференциях и Всероссийском фестивале “Открытый урок”; публикация статей в журнале “Начальная школа”, консультации для учителей школ города и области, проведение круглых столов по проблемам преподавания в комплекте “Гармония”, методических семинаров и многое другое);
  • Диагностическая работа (это новое направление в работе, которое пока на уровне анализа проблем обучения и разработке путей их решения).

Слайды 8, 9.

“Гармония” это максимальное обеспечение участников процесса обучения учебно-методическими пособиями. Это настолько облегчает учебный процесс. Огромное спасибо авторам и издательству “Ассоциация “21 век”, которые постоянно пополняют этот комплект новыми пособиями.

Слайд 10.

“Гармония” это красота, радость открытий, тесное взаимодействие учителя, родителей и детей. На экране мы привели некоторые высказывания родителей из разных школ. Мне очень хочется их повторить.

  • “Гармония” учит думать, рассуждать”. Семья Вдовиных
  • Ребенок задумывается, самостоятельно добывает знания. Спорит, доказывая свою точку зрения”. Семья Гуровых
  • Сначала была против “Гармонии”, а теперь полностью “за”. Семья Ивановых
  • “Через год второй ребенок идет в школу и только по программе “Гармония”. Семья Великановых
  • “Катастрофически растет безграмотность населения. Пусть наши дети всех удивят”. Семья Варламиных.

Слайды 11-15.

Как и в каждой территории Дальнего Востока у нас есть проблемы:

  • Трудности в преемственности между дошкольным и начальным образованием. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях Амурской области нет программы, соответствующей по содержанию и методике программе “Гармония”. Если в дошкольных учреждениях обучение осуществлялось по программе 2100, то они и ориентируют родителей продолжать обучение по данной программе. Учителя, работающие по программе УМК “Гармония”, постарались донести в дошкольные учреждения идею преемственности в разных звеньях образовательного процесса.
  • Трудности в преемственности начальная школа и среднее звено связаны с объективными и субъективными причинами. В школах города и области пытаются эти проблемы решить через взаимопосещения уроков учителями начального и среднего звеньев, проведений психолого-педагогических консилиумов. Однако эти мероприятия не могут в достаточной мере разрешить всех аспектов проблемы преемственности, т.к. эта проблема не является внутришкольной.
  • Стереотипность мышления некоторых родителей. Разрешение этой проблемы мы видим через проведение консультаций для родителей, дни открытых дверей.
  • Непродуманная организация закупки учебно-методических пособий УМК “Гармония” на местном уровне. Учебники закупаются без тетрадей на печатной основе, а в продаже могут быть разных годов издания, что приводит к трудности обучения.
  • Недостаточное внимание школ к федеральному заказу комплектов учебников по данной программе, т.к. желающих учителей работать по этому УМК больше, но недостаток учебников в школе не может совместить желаемое с возможностями.

Перспективы:

  1. Продолжить работу в том же направлении, т.к. работа по УМК “Гармония” дает положительные результаты в образовании младших школьников.
  2. Создать центр “теории и методики обучения и воспитания младших школьников” на базе Благовещенского государственного педагогического университета, как центр научно-методической и практической поддержки учителей начальных классов, родителей и учащихся.
  3. Надеемся, что Федеральные программы развития Дальнего Востока повлияют на реализацию идей развивающего обучения УМК “Гармония”