Воссоздание битвы. Историческая реконструкция как экспериментальный метод исследования в истории

Воссоздание битвы. Историческая реконструкция как экспериментальный метод исследования в истории

Опубликовано: 11.01.2018 Категория: Авторский очерк

На данный момент российское правительство так и не решило, чему посвятить наступивший год Желтой (Земляной) Собаки. А почему бы не приурочить его к такой замечательной вещи как «ожившая история». Ведь следующие 12 месяцев потрясут Отечество не только феноменом под названием «ЧМ мира 2018», но и другим – под именем «историческая реконструкция 2018». Ролевые мероприятия для многих россиян давно стали синонимом удачного отпуска. Разумеется, имеется в виду не только война, но и мирные занятия. Скорее, целый исторический комплекс. Да, история может оживать. Все в наших силах. В статье вы узнаете о фестивалях СНГ подробнее.

Что такое военно-историческая реконструкция

С 1979 года описываемое хобби – вид деятельности узкого круга лиц, увлеченных романтикой средневековых баталий, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Полномасштабно историческая реконструкция стала частью России лишь в 1990-е годы. Она касается восстановления (реконструкции) исторического комплекса, связанного с конкретным временем, конкретным местом и конкретным событием. В 90-х все начиналось не с исторических сражений, а с… фэнтезийных. Дело в том, что основным контингентом в организации такой акции, как фестиваль исторической реконструкции стали толкинисты, фанатеющие от мира, созданного английским писателем Д. Толкином. Некоторые из них до сих пор живут исключительно Средиземьем, часто разговаривая друг с другом на языке хоббитов или эльфов. Хотя большинство их идейных последователей переключились на Вестерос, созданный умами сценаристов «Игры престолов». «Ролевики» уже имели опыт «оживления» событий, хотя и не исторических. Они создавали костюмы, оружие, крепости и частоколы, писали постановочные сценарии.

Остается добавить, что за рубежом «воскрешение истории» (также как и все связанные с ней забавы) вошло в обиход значительных масс населения намного раньше. Дело в том, что процесс этот был прочно связан с общественным движением living history («живая история»), родившимся еще в середине прошлого столетия. На данный момент течение «переродилось» в некоторую разновидность школьных уроков, средневековые фестивали (в эпоху Средневековья многие города Запада были отдельными государствами – ныне население выносит на улицы их гербы), а также работу скансенов – музеев под открытым небом. Их работники полностью восстанавливают исторический комплекс определенной эпохи и связанные с ним традиции определенного этноса (костюм, орудия труда, архитектуру, быт, оружие и ритуалы). Фактически старинная жизнь предстает перед зрителем (учеником урока истории) во всех своих подробностях.

Итак, у нас тоже появились такое понятие как клуб исторической реконструкции (КИР). А совместная деятельность данных объединений энтузиастов (из разных уголков государства) соответственно «родила» глобальный интерактивный перфоманс, который принято именовать фестиваль исторической реконструкции (ФИР). Сейчас это – нечто значительнее того, что толкинисты 90-х называли «сделать игрушку». На фестиваль, как правило, съезжаются сразу несколько организаций «исторических ролевиков». Причем определенное событие стараются воссоздать в локации, где оно имело место быть.

Крупнейшие фестивали исторической реконструкции 2018

На просторах СНГ (в сотнях его городов и сельских поселений) регулярно проходят зрелища в рамках различных ФИР. Однако тысячи участников и зрителей, а также десятки журналистов собирает не каждый из них. В номинацию «крупнейший фестиваль исторической реконструкции» попали « » – глобальное действо, ежегодно происходящее в разных уголках Большой Москвы. Зародилось оно еще в 2011 году – в парке «Коломенское», имея целью представить широкой общественности события на Руси 9-11 веков. Однако в следующие годы оно обратилась к более поздним страницам биографии нашего Отечества, и не только нашего. В теущем году мероприятие придет под именем «Времена и эпохи. Собрание». Москва собирается удивить россиян и гостей ЧМ из других стран своеобразной машиной времени. С 12 по 23 июня на разных площадках соберется население разных стран и столетий, удивляя зевак своим облачением, ремеслом, блюдами, танцами и песнями! С «Временами» соперничает (по известности и вовлеченности людей) только «День Бородина» (о нем будет ниже).

Особую популярность имеют и так называемые средневековые фестивали. Часть мероприятий (в том числе эпизод регаты исторических судов) пройдет в рамках уже указанного зрелища «Времена и эпохи. Собрание». Об остальных расскажем ниже.

Древняя Русь и эпоха викингов

Средневековые фестивали в РФ имеют хронологическую рамку восстанавливаемых событий, начинающуюся с 9 века. Дело в том, что это столетие стало судьбоносным в истории восточнославянских народов. Имела место попытка их объединения в единое государство. Одновременно данное столетие являлось расцветом походов викингов.

В разных областях России 9 век стал основной тематикой деятельности исторических клубов. В этом году у таких объединений есть новый повод для встречи – «Русборг 2018» (он соберет почитателей первых русичей в мае, место пока неизвестно). «Русборг» «достает» из тьмы веков военные кампании, происходившие на территории нынешнего Северо-Западного федерального округа Российской Федерации – в 9-11 столетиях.

«Ладейное поле» и «Абалакское поле» – ФИРы, имеющие свою «изюминку». Их участники вынуждены передвигаться на больших деревянных лодках – ладьях, кноррах или драккарах. В новом году на «Ладейном поле» в качестве места действия будет выбрана Волга под Ярославлем. Планируется сплав (кое-где со стоянками) до самой Казани. Сибирский «Абалак» на 7-8 июля второй раз приглашает всех в Тобольск. Очередной сюжет этих «Полей» – морские бои с участием русичей, викингов, финских и балтских лучников, а также воинские состязания.

Последнее событие, о котором стоит упомянуть в данной связи – «Былинный берег». На этом «слете» не берется в расчет определенное событие. Это – серия бугуртов (полевых командных схваток), иллюстрирующих непростые отношения Киевской Руси со Скандинавией и другими соседями. Брендом фестиваля (помимо общих для таких мероприятий турниров на мечах и соревнований лучников) является состязание суличников (сулица – маховое оружие, имеющее сходство с булавой, отличается от нее конструкцией насадки). Новым былинным берегом 27-29 июля станет берег Волги у деревни Топорок (сельское поселение Федоровка, Кимрский район Тверской области).

Средневековые фестивали 2018

Мы всегда предрасположены к чему-то наиболее впечатляющему – к устрашающим железным доспехам, к лязгающим о них большим мечам или секирам, к сентиментально повязанному на копье рыцаря дамскому платочку... Через несколько месяцев все это снова повторится в разных русских городах! Средневековые фестивали 2018 это:

  • «Поле Куликово» (пройдет 13-16 сентября близ тульской деревни Татинка);
  • «Рыцарский турнир Святого Георгия» (прогремит с 30 апреля по 2 мая в Москве);
  • «Наследие веков» (конец июня, Беларусь);
  • «Рыцарский фест Мстиславля» (июль, Беларусь);
  • «Битва четырех эпох» (июль, парк «Сула», Беларусь);
  • «Генуэзский шлем» (Судак, август).

Начнем с «Поля Куликова». Это довольно популярная историческая реконструкция. 2018 год на Красном холме снова обещает нам грандиозные стычки и состязания лучников. Берег Дона у Татинки – место переправы войск Д. Донского перед битвой.

Схватки на мечах, свистящие стрелы – именно этим интригуют туристов средневековые фестивали. 2018-й год станет временем проведения нескольких «интерактивных спектаклей, связанных с Западной Европой. А большая часть из них будет посвящена не придворным балам, а полюбившимся людям нашей планеты рыцарским турнирам, а также полевым сражениям в полной экипировке. В среде самих участников последняя идиома больше употребляется в форме французского оригинала – «новое рождение» масштабной битвы называют словом «бугурт». Бугурты пройдут и на «Поле Куликовом», и на «Рыцарском турнире Святого Георгия» (в парке «Коломенское»). Приходите заранее.

Средневековые фестивали «Наследие веков», «Рыцарский фест Мстиславля» и «Битва четырех эпох» – яркое воплощение коллективных проектов исторических клубов России и Беларуси. Как всегда мероприятия пройдут на территории последнего из указанных государств. В последних числах июня замковый комплекс Мир (Гродненская область) станет местом слета средневековых музыкантов, конных удальцов и всяких рыцарей («Наследие веков»). В Мстиславле (Гродненская область) и в парке «Сула» любители средневековой культуры соберутся уже в июле. Три акции во всей красе покажут рыцарей-шляхтичей, «крылатых» гусаров Речи Посполитой, жалмеров, мушкетеров из стран Западной Европы, стрельцов и казаков. Фоном для фестиваля послужат старинные замки.

Очередное шоу с выбиванием противника из седла огромным копьем, боем на мечах и соревнованием лучников готовит нам летний Крым. Традиционно в августе в генуэзской крепости (той, которая находится в одном из прибрежных кварталов Судака) горожан и гостей города собирает «Генуэзский шлем» – фестиваль, вошедший в пятерку лучших рыцарских зрелищ Европы! Сюда съезжаются реконструкторы-медиевисты со всех стран.

Наполеоновские войны

В отличие от понятия «средневековые фестивали» концепция иных ролевых зрелищ не предполагает турниров. Здесь больше задействованы штурмы оборонительных сооружений, атаки, восстановление некоторых обстоятельств позиционной войны.

Историческая реконструкция более позднего времени традиционно (по вполне понятным причинам) имеет более расширенный состав участников. Ярким примером таковой служит «День Бородина» – реконструкция решающих этапов Отечественной войны на территории нынешних Калужской, Московской и Смоленской областей в 1812 году. В сентябре в заповедник «Бородинское поле» стекутся соотечественники со всей РФ.

Однако в наступающем году в центре внимания реконструкторов окажется и Краснинское сражение. У сегодняшнего поселка Красный русские бились с французами 4 дня и победили неприятеля. Все произойдет снова – у речки Лосьмины (на дороге Смоленск-Красный). Кстати, помимо россиян, в битве примут участие клубы из Беларуси.

В самой Беларуси войну 1812 года традиционно почтут масштабным действом «Березина». Под городом Борисовом, у Страхова леса (где найдены навершие знамени одного из русских полков и солдатский складень) пройдут костюмированные мемориальные церемонии, а также реконструкция одного их эпизодов преследования отступающих наполеоновских частей. Событие пройдет в конце ноября – к самой дате.

Реконструкции ВОВ

Крупный фестиваль исторической реконструкции, связанный, в том числе, и с Великой Отечественной войной, как всегда пройдет в Севастополе. На этот раз – 15-16 сентября. Акция, в рамках которой восстановят несколько эпизодов обороны города, носит название «Крымский военно-исторический фестиваль». Его открытие состоится на Историческом бульваре, который проложен на территории оборонительных сооружений 1-й Обороны. Кстати, фестиваль воскресит и события предшествующих эпох, связанные с этим местом.

2 февраля вся страна еще раз отметит Сталинградскую Победу. В этот день в городе-герое Волгограде помимо церемонии возложения венков и цветов к Вечному огню состоится и военно-историческая реконструкция. Одно из сражений Сталинградской битвы (прорыв советской 64-й армии уже реконструировано в Кировском районе города – 21 октября).

9 декабря на набережной реки Быстрая Сосна (город Елец) войска Юго-Западного фронта вновь «оживут», чтобы провести наступление первой половины декабря 1941 года. Жители этого города были полностью освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

Яркая историческая реконструкция планируется к проведению на юге Воронежской области. 14 января под городком Россошь будут показаны подробности освобождения этого населенного пункта от гитлеровцев. Бои разгорятся в пойме Черной Калитвы. В них примут участие жители Воронежской, Белгородской, Ростовской, Волгоградской и Московской областей, а также исторические реконструкторы из Италии (в «роли» захороненных здесь соотечественников, воевавших на стороне Третьего Рейха). Зрители пообщаются с участниками реконструкции, краеведами, историками, увидят старую технику. Главная особенность – масштабное применение пиротехнических средств.

Клубы исторической реконструкции России

Обычно руководители творческих объединений, «оживляющих историю» – люди, так или иначе связанные с историей (занятые летом на раскопках, а в другое время – профессиональной деятельностью в вузах). Но есть много исключений. Ведь знание прошлого (не только российского) входит сейчас в моду. Члены КИР собираются в выделенных им помещениях для изготовления (или сбора) аутентичных «своей» эпохе предметов быта или костюмов. Они посещают уроки исторического фехтования или стрельбы (если организация реконструирует комплекс Нового или Новейшего времени). Участники реконструкций имеют даже возможность заработать. Они способны украсить «боевкой» или «церемониалом» связанное с «их» темой торжество. Реконструкторы часто снимаются в документальном (а сегодня чаще в художественном) кино, посвященном «делам давно минувших лет». КИР объединяют людей всех возрастов и профессий.

Теперь вы знаете, чему еще можно посвятить год 2018. Историческая реконструкция ждет вас и в качестве зрителя, и (по желанию) – в качестве участника. Ведущие КИР, как правило, имеют свой сетевой ресурс, где обозначена сумма взноса, выкройки исторических костюмов и место сбора. Там же можно получить много другой полезной для начинающего реконструктора информации. Нам очень польстит, если после прочтения этого обзора хоть один из читателей лично запишется в клуб исторической реконструкции. Посмотрите вокруг и поймете: сделать это не поздно в любом возрасте.

1

Глубина реконструкции может быть разной. Начинающие любители, как правило, ограничиваются общим видом костюма, не заботясь особенно о его исторической достоверности, аутентичности используемых тканей и уместности сочетания цветов. Те, для кого историческая реконструкция стала настоящим хобби, относятся к экипировке значительно серьезнее. Как правило, костюм составляется согласно «паспорту», где тщательно описан каждый его элемент: ткань, способ ее окраски, источник выкройки (по материалам археологических находок, музейных коллекций и произведений искусства), используемые виды ручных или машинных швов, примерный временной промежуток, которому одежда соответствует. «Паспорта» проверяются специальной комиссией, и, если источники достаточно достоверны – претендент допускается на фестиваль исторической реконструкции в качестве участника, а не зрителя.

Если одежду, как правило, каждый реконструктор может сшить сам, то с более сложными изделиями из металла, кожи, меха, сложно справиться без специальных навыков и оборудования. Обувь, оружие и доспехи, пояса и застежки многие покупают в специальных мастерских или на фестивалях.

Самые увлеченные реконструкторы практически выходят на профессиональный уровень: для них важен не только внешний вид изделия, но и доскональное следование исторической традиционной технологии. Они самостоятельно прядут и ткут, окрашивают полотно натуральными красителями, используют исторически достоверные иглы и наперстки. На своих мероприятиях они воссоздают не только костюм, но и повседневный быт выбранной эпохи: шатры и палатки, посуду, музыкальные инструменты.

От античности до недавнего прошлого: эпохи реконструкции

Выбранная для реконструирования эпоха может быть разной. Если древний мир и античность на территории СНГ представлены очень небольшим количеством клубов, то любителей раннего и позднего Средневековья насчитывается очень много. Причем подходы к реконструкции раннего Средневековья, как правило, довольно строги и тяготеют к «глубокой» реконструкции. Однако после XIII и особенно XV века костюмы становятся слишком сложными, чтобы требовать от большинства участников фестивалей полного соответствия эпохе. Именно из-за сложности технологий и труднодоступности материалов столь немногие занимаются и реконструкцией быта XVI-XVIII веков. Некоторые энтузиасты практически профессионально воссоздают эпоху Наполеоновских войн и события Великой Отечественной, и здесь требования к исторической достоверности вновь сильно ужесточаются.

Однако костюмом, естественно, движение исторической реконструкции не ограничивается: такое хобби было бы попросту скучным. Огромное количество клубов делится не только по эпохам и глубине реконструкции, но и по специализации внутри движения. Военно-исторические клубы много внимания уделяют физической подготовке и военной истории – именно их представители разыгрывают исторические сражения или устраивают рыцарские турниры. Многие коллективы исполняют средневековую музыку или изучают танцы. Чрезвычайно ценятся в среде реконструкторов разного рода ремесленники, работающие по историческим технологиям: оружейники, использующие , вышивальщицы, скорняки. Некоторые изучают старинные источники в поисках аутентичных рецептов еды, напитков или косметических средств.

Зачастую это хобби становится профессией. Реконструкторов приглашают в массовку для съемок исторических фильмов, рекламных роликов, они устраивают туристические аттракционы.

Где и когда проходят фестивали исторической реконструкции

Крупные фестивали исторической реконструкции , собирающие более тысячи участников, ежегодно проходят в Выборге (конец июля), в крымском Судаке (первая половина августа), украинском Хотине (конец апреля – начало мая), белорусском Новогрудке (конец июня). Знаменитые сражения реконструируют в Бородино в начале сентября, в д. Самолва под Псковом (середина апреля), в польском Дубровно (Грюнвальдское сражение в июле). Менее масштабные фестивали проходят практически каждые выходные сезона: в Изборске, Мстиславле, Мамоново под Калининградом, подмосковном Дракино.

Военно-историческая реконструкция стала чрезвычайно популярной в России и за рубежом в последние два десятилетия. При этом известно, что изначально у нее были более глубокие корни. Первые реконструкции важных событий и великих битв проводили еще в Древней Греции и Риме. Сейчас эту традицию решили возродить.

История мероприятий

Военно-историческая реконструкция проводилась также и в Древнем Египте. Организаторы устраивали костюмированные представления. Публика могла своими глазами увидеть, как разворачивались ключевые сражения. Иногда для таких мероприятий даже строили специальные арены.

Следующую волну популярности этот вид представлений пережил в XVII веке. На этот раз страной, где начали массово проводить военно-исторические реконструкции, стала Англия. Здесь в 1620-1630 годах с показательными строевыми учениями перед публикой выступали подразделения лондонского ополчения.

На втором месте по популярности были сражения времен Отечественной войны 1812 года.

Битва за Берлин

Один из самых популярных военно-исторических фестивалей последний лет - "Битва за Берлин". Реконструкция посвящена штурму немецкой столицы советскими войсками в 1945 году.

Мероприятие проходит в Москве в конце апреля. В культуры и отдыха Вооруженных сил РФ "Патриот" реконструкторы воссоздают главные моменты одного из самых важных сражений Великой Отечественной войны.

В самом центре баталий оказываются гости фестиваля "Битва за Берлин". Реконструкция позволяет с головой окунуться в эту операцию советских войск. В парке воссоздают улицы реального Берлина, по которым проезжают танковые подразделения и мотовойска. Звучит настоящая артиллерийская канонада, а в небе разворачиваются бескомпромиссные авиасражения. Можно на свой "шкуре" почувствовать, каким был штурм Берлина. В реконструкции принимают участие не только любители истории, но и профессиональные каскадеры и пиротехники, которые тщательно готовят представление в память о героях той войны.

Стоит отметить, что в истории войны сыграл важную роль штурм Берлина. Реконструкция позволяет представить, как это было на самом деле.

"Огненная дуга"

Московская область вообще славится тем, что регулярно проводит фестивали военно-исторической реконструкции. "Огненная дуга" проходит в городке Ступино в конце апреля - начале мая.

Это очень зрелищный военно-исторический фестиваль, в котором принимает участие не только большое количество реконструкторов, но и разнообразная техника. Это и немецкие самолеты "Мессершмитты", и легендарный советский танк Т-34, и знаменитое орудие "катюша", наводившее ужас на немецкие войска.

Ежегодно в военно-историческом фестивале принимают участие около четырех тысяч гостей. Организаторы заботятся об организованной доставке гостей на праздник и об оборудовании парковочных мест для тех, кто решил приехать на личном автотранспорте.

В реконструкции самого боя принимают участие около 400 человек, а также не менее десяти единиц военной техники времен Великой Отечественной войны, произведенной в 40-е годы прошлого века. Большое количество туристов привлекают и места, в которых проходит фестиваль. Это поля и луга рядом с

Для гостей действа готовят масштабный спектакль, а после окончания реконструкции сражения они могут пообщаться с его участниками и сделать незабываемые снимки.

Последний раз в реконструкции "Пражской операции" приняли участие около 550 человек. Своих представителей прислали 57 клубов из 19 российских регионов. Немцев среди них было около 100 участников. Стоит отметить, что это один из крупнейших военно-исторических фестивалей в Московской области.

Зрители становятся свидетелями последней операции советских войск в Великой Отечественной войне. проводится с 6 по 11 мая 1945 года.

Что такое историческая реконструкция? - Это воссоздание разных явлений прошлого: костюмов, бытовых предметов, оружия, технологий, занятий, событий.
Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления, выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты.
Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических фестивалей. Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века.
Я расскажу о двух аспектах реконструкции, которые значимы для активизации исторической памяти:
Первое - воссоздание предметов материальной культуры и технологий разных эпох. Это память о том, как и чем жили предки.
Второе - воссоздание для публики исторических событий, в основном - известных сражений. Это память о славных деяниях предков.

Воссоздание предметов прошлого

Воссоздание предметов прошлого - это базис движения. Через изучение материальной культуры активизируется память о том, чем жили предки. Человек осваивает массу первоисточников, часто начинает практиковать ремесло. Сотни людей в движении изучают археологические каталоги, гравюры, фрески, книжные иллюминации, читают летописи и мемуары, ездят в экспедиции, проникают в запасники музеев. Они ищут ответ: как сделать достоверную реконструкцию костюма или вооружения.
Параллельно они ездят по деревням за домотканым льном или ткут его сами, работают в кузнице, льют украшения, выдувают стекло. Кто-то рубит копии древнерусских изб, кто-то строит скандинавский драккар или испанский бриг и ходит по морям. Кто-то мастерит античные кифары, другие восстанавливают танки Второй мировой, или сшибаются на конях в рыцарском турнире, или учатся заряжать штуцер, как принято в армии Наполеона.

Активизируется не только национальная память. Человек осознаёт, что принадлежит к европейской культуре, несмотря на исторические конфликты. Европейские темы популярны в России не менее, чем собственные. Дело, конечно, не в недостатке патриотизма. Реконструкция вообще слабо идеологизирована, и в этом часть её притягательности.
Ориентация на первоисточники, архивы, археологию - сильная прививка от выдумок, неважно, русофобские они или патриотические. Разумеется, приверженность альтернативной истории - немыслимая вещь в движении.

Нравы реконструкторов

Человек воспитывается в процессе воссоздания артефактов и вдумывания в историю со всеми ее противоречиями. Это воспитание любознательности, работы с источниками, а также навык изготавливать вещи своими руками. Это особо актуально для поколения, с детства уткнувшегося в гаджеты. В клубах, где много молодежи, задачу редко формулируют как «патриотическое воспитание», разве только для чиновников. Однако я не знаю в движении нигилистов и русофобов, ни среди реконструкторов Руси, ни Европы, ни Наполеоновской армии, ни Вермахта. Для реконструкторов вообще характерны здоровые ценности, «впитанные» из прошлого: крепкие семьи, традиционные гендерные роли, культ товарищества.

Аудитория исторических фестивалей

Энтузиазм реконструкторов заразителен - гости фестивалей уходят заинтересованными эпохой, а бывает, и сами начинают свой путь в реконструкции.
Вообще, уровень аудитории сильно вырос. 10 лет назад посетитель фестиваля часто не отличал викинга от индейца. Сейчас это редкость, с гостями часто завязываются интересные дискуссии. Этой весной в Крыму мы ходили в поход по горам в полной выкладке римских легионеров. И где-то на глухой тропе нам встретились туристы. Первый их вопрос был: «А вы легионеры эпохи республики или принципата ?»
Просветительский успех исторических фестивалей во многом обязан тому, что гости вовлекаются в происходящее. Человек печет хлеб в глиняной печи, кует нож, лепит горшок на гончарном круге, стреляет из лука или пищали, катается на ладье, учится писать уставом, печатает гравюру, ходит строем. То есть получает комплекс впечатлений, погружается в эпоху и прихватывает на память артефакт, который сам и изготовил.

Воссоздание сражений

Переходим к другому аспекту - реконструкции сражений. Вспомним римлян, которые в амфитеатрах разыгрывали эпизоды Пунических войн . Как и сейчас, эти реконструкции служили и развлечению публики, и культивации национальной памяти. Для большинства народов военные подвиги и ключевые битвы являются системообразующими мифами. Это «мифы» в исходном значении - учителя и водители наций в мировой истории. В таком качестве их обычно поддерживает государство.

Битва при Гёттисберге

Photo by Robert London

Яркий пример культивации национального мифа через реконструкцию - битва при Гёттисберге в США. На поле боя находится военно-исторический парк, а сама битва ежегодно собирает до 10 тысяч участников, это крупнейшее событие в мировой реконструкции. Некоторые участники идут до поля боя пешим маршем по 150 миль. Вообще, реконструкция Гражданской войны, причем с сочувствием к обеим сторонам, - настоящий культ в Америке.

Битва при Уксусном холме

Часто государство актуализирует подзабытые события, которые могут укрепить национальную идентичность. Например, в Австралии власти сочли, что гражданский культ АНЗАКов , участвовавших в Первой мировой, недостаточен. Рождение австралийской нации решили отодвинуть на сто лет - к малоизвестной Второй битве при Уксусном Холме, где ссыльные ирландцы отбили британскую армию. На этом холме поставили памятник и с 2004 года учредили ежегодную реконструкцию. Она собирает тысячи зрителей и привлекает внимание мировых СМИ.

Реконструкция сражений в России

В России реконструировать сражения начали в 1906 г. Первый опыт был посвящен обороне Севастополя в Крымскую войну. Тема заинтересовала и большевиков: в 1920 г. реконструировали штурм Зимнего дворца, который случился три года ранее. Потом все затихло до начала 1970-х, когда фильм Бондарчука «Война и мир» вызвал интерес к эпохе Наполеона.
В 1987 году первые клубы СССР устроили поход по местам боевой славы Двенадцатого года. Это считается началом организованного движения реконструкции в России. Неудивительно, что фестиваль «Бородинская битва» - самое известное в России историческое мероприятие. Это старейший фестиваль, он воспроизводит одну из ключевых битв в русской истории, причем на реальном поле боя, что большая редкость. Есть фестивали, посвященные Куликовской битве, Ледовому побоищу, битве при Молодях, Брусиловскому прорыву и другим крупным военным событиям.
Далее я расскажу о нескольких проектах агентства «Ратоборцы». В этих проектах акцент на русской истории, они по-своему служат активизации исторической памяти.

Времена и эпохи

Начну с серии «Времена и эпохи ». Это крупнейший в мире реконструкторский фестиваль в мегаполисе. Серия началась в 2011 г, с тех пор каждый год фестиваль проходит в парке Коломенское. Ключевая идея - ежегодная смена исторической темы. Первый фестиваль был посвящен эпохе Древней Руси, его сделали малой командой всего за два месяца. При это он собрал 1000 участников со всей России и 50 000 зрителей - по тем временам неслыханно много. Отзывы были положительные, мы поняли, что нашли свою нишу.
В 2012 году фестиваль был посвящен 400-летию завершения Смутного Времени. Центральным событием стала реконструкция Московской Битвы 1612 года.
Третий фестиваль представил европейское Средневековье. Здесь же провели первый в России международный рыцарский турнир на цельных копьях - без бутафории, популярной на Западе. Этот турнир, кстати, вырос в отдельный фестиваль - «Турнир святого Георгия».
В 2014 году темой была Первая мировая война. Здесь скажу, что столкновение с родной историей не всегда комфортно. Была неожиданно бурная реакция на реконструкцию обороны Осовца. Зрители выходили с трибун восхищенными и заплаканными, при том что раньше про этот подвиг ничего не слышали. Была и волна негатива, мол, нельзя столь убедительно показывать душераздирающие события, которые были по историческим меркам недавно. Так или иначе, равнодушных не было. «Забытая война» всплыла в памяти москвичей и пробрала до костей. Не о таком ли трагическом катарсисе говорил Аристотель?
В прошлом году мы решили напомнить Третьему Риму о его духовном пращуре - Риме первом. Для этого меньше чем за год почти с нуля развили экзотическую для России тему античности. Древний Рим вызвал бешеный интерес - фестиваль посетило 300 000 человек.
В этом году «Времена и эпохи» снова были посвящены Древней Руси. Это был крупнейший фестиваль серии. Здесь же провели конференцию, где выступали ведущие российские археологи.

Если «Времена и эпохи» - это самый крупный фестиваль в России, то Крымский военно-исторический фестиваль - самый длительный. Он проходит с 2014 года на Федюхиных высотах близ Севастополя. Задача фестиваля - напомнить о славной истории полуострова, начиная с Боспорской войны I в н. э., заканчивая освобождением Севастополя в 1944 году.
Ключевые площадки фестиваля - древнеримская крепость, средневековая фактория, поле боя Великой Отечественной.
Самая атмосферная площадка - Крымская война. На Федюхиных высотах шли бои в 1855 году. Для фестиваля здесь выстроены позиции русской армии и интервентов. Это крепостные батареи с орудиями, казармы, пороховой погреб, осадные параллели. В этом году гостям показали штурм Малахова кургана.
Всего в этом году на фестивале было 11 площадок разных эпох и армий. Они работали 9 дней. В дальнейшем надеемся открыть на Федюхиных высотах исторический парк, работающий круглый год.